Процедуры конкретных действий ритора

Выделенные нами законы риторики позволяют приступить к рассмотрению элементов тактики красноречия. Она включает в себя следующие элементы:

1) постоянное накопление и уточнение сведений о предмете мысли, который обязан быть отражен в речи;

2) выявление данных о слушателе и его типизация;

3) определение характера возможного взаимодействия говорящего и слушателей;

4) планирование и подготовка будущего взаимодействия (явного, неявного);

5) ведение речемыслительного взаимодействия;

6) управление собой, процессом передачи информации о предмете мысли в речи;

7) отслеживание результатов мыслеречевого воздействия на слушателя и корректировка процесса осуществления речи.

• Первым элементом тактики красноречия и одним из самых важных является процесс постоянного накопления и уточнения сведений о предмете мысли, который потребуется посредством речи донести до слушателя. Это этап подготовки к речи. Как свидетельствует опыт, некоторые совсем неискушенные в красноречии сотрудники судебной системы считают, что предварительная подготовка им не нужна. Более того, они ссылаются на такой аргумент, как отсутствие свободного времени. От этого довода следует отказаться. Неподготовленная речь всегда выявит узкие места участников взаимодействия. Отсутствие подготовки чревато психологическими неудобствами как для слушателей, так для самого оратора. Если же подготовительный этап будет проведен продуктивно, то у оратора создастся уверенность в своих силах, появятся реальные условия для формирования мнения о нем как об эрудированном человеке, обладающем добротной базой информации и о предмете мысли в речи, и о собеседнике.

При подготовке к речи следует определиться с ее структурой и стратегией. В структуре речи, как правило, выделяют два блока мероприятий ритора:

1) процессуальный, включающий в себя:

• разработку плана организации речи. В него входят следующие процедуры: а) выбор техники и тактики применения аргументов; б) избегание обострений; в) стимулирование оппонента; г) использование контраргументации;

• придание речи определенной формы. В ОГЛАВЛЕНИЕ этого элемента входят: а) переложение стратегии красноречия на уровень приемов; б) персонификация красноречия; в) состояние заключений; г) анализ результатов взаимодействия.

2) факторологический, где от ритора требуются поиск и определение: а) главных аргументов; б) вспомогательных аргументов; в) дополнительных фактов.

Следует напомнить, что талантливые специалисты разрабатывают структуру речи более чем из двух блоков. Например, известный адвокат Ф. Н. Плевако кроме перечисленных включал в структуру речи такие элементы, как:

– уровень личностных регулятивов общения-взаимодействия;

– уровень вариаций тезиса аргументации в зависимости от изменений социальной среды;

– личностный фактор (кого защищать и с какой целью).

Рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ всех составляющих, входящих в выделенные нами блоки структуры речи.

План организации речи предусматривает следующие процедуры:

1. Выбор техники и тактики применения аргументов. Определившись с предметом мысли в будущей речи, решив донести его до слушателя, следует приступить к отбору и систематизации необходимых материалов. С этой целью можно завести папку-досье, установив основные критерии отбора и классификации материала. В частности, такими критериями могут быть составляющие тезиса, которые позволят быстрее и легче решить вопрос о включении тех или иных данных в рабочий материал для речи.

Пример вопросов-критериев для отбора рабочих материалов:

– Какова реальная польза конкретного материала для подготовки речи в плане отражения в ней предмета мысли?

– Будут ли данные материалы, отражающие предмет мысли будущей речи, достаточно понятными и убедительными для слушателя?

– Соответствует ли отбираемый материал основному содержанию предмета мысли будущей речи?

– Насколько важен отбираемый материал для обоснования рассматриваемого в речи предмета мысли?

– Можно ли при обосновании предмета мысли слушателю обойтись без отбираемого материала о нем?

Ориентация на эти вопросы-критерии позволяет выделить необходимый рабочий материал для подготовки будущей речи.

Было бы ошибкой приводить слушателю весь собранный на начальном этапе материал. Созданию красивой речи способствует не столько объем собранного материала о предмете мысли будущей речи, сколько его проработка.

В зависимости от психологических особенностей слушателя выбираются разные языковые и психологические приемы и принципы организации речи. Например, следует помнить, что главные аргументы о предмете мысли в речи нужно излагать или в начале речи, или в ее завершении. Ни в коем случае их нельзя использовать на промежуточных этапах развития речемыслительного взаимодействия со слушателями.

2. Избегание обострений. Для нормального протекания речи, если к тому же она осуществляется при непосредственном взаимодействии говорящего и слушателя, очень важно избегать обострений. Противоположные точки зрения и натянутая атмосфера, возникающие в ходе обоснования предмета мысли в речи, могут привести к конфликту. Если обострение все-таки возникло, нужно сразу же перестроиться, чтобы следующие аспекты предмета мысли можно было рассматривать профессионально в дружеской атмосфере.

Для избегания обострений ритор может воспользоваться такими рекомендациями:

1) рассматривайте критические аспекты предмета мысли в речи либо в начале, либо в конце мыслеречевого взаимодействия со слушателем;

2) по особо деликатным вопросам, отражающим ОГЛАВЛЕНИЕ вашего предмета мысли, полезно предварительно разузнать позицию будущего слушателя, чтобы в процессе мыслеречевого взаимодействия с ним они не стали для него неожиданностью;

3) в непредвиденной ситуации полезнее выйти из процесса мыслеречевого взаимодействия со слушателем и вернуться к предмету мысли позже.

3. Стимулирование оппонента. Данная составляющая тактики красноречия обусловливается тем фактом, что человеческой психике, всегда активной, необходима предварительная мотивация на диалог. В связи с этим слушателю для актуализации его внимания к предмету мысли говорящего следует предложить варианты информации в таком виде, который вызывал бы у него интерес к рассматриваемому в речи тезису. Это означает, что сначала нужно описать положения тезиса в форме, которая спровоцировала бы "познавательный аппетит" у оппонента. Потом, ориентируя его в поле поиска ответа, вывести внимание и сознание слушателя на нужную позицию. Тогда слушатель, сопоставляя свои мировоззренческие и чувственные позиции с аргументами в речи говорящего, станет формулировать суждения, которые будут отвечать замыслу ритора. Это "высший пилотаж" в организации речи, когда слушатель в контексте обсуждения предмета мысли говорящего как будто сам себя приводит к необходимым выводам.

4. Использование контраргументации. Возможна ситуация, когда слушатель попытается противопоставить доводам говорящего свои собственные аргументы о предмете мыслеречевого взаимодействия. Следует отметить, что при высоком уровне качества речи собеседников диалог от этого не станет менее красивым. Вспомним диалоги Сократа и Протагора, описанные Платоном. Но как быть в такой ситуации? Тактика красноречия рекомендует говорящему оставаться хладнокровным и обратить внимание на следующие моменты и аспекты как своей речи, так и речи слушателя:

– точны ли изложенные в речи утверждения о предмете мысли ритора;

– были ли у слушателя рациональные или иррациональные основы для выражения несогласия с предметом мысли;

– какой из законов риторики был нарушен;

– есть ли в речи слушателя противоречия, которые отражают его предмет мысли;

– можно и нужно ли опровергать аргументы слушателя по обосновываемому им предмету его мысли или лучше их просто игнорировать;

– какой из вариантов завершения речи лучше использовать, чтобы речь ритора все-таки осталась приятной для слушателя.

В конечном счете в такой ситуации все зависит от опыта, умений и интуиции ритора.

В истории был случай подобной риторической ситуации. Известный в Афинах оратор и государственный деятель Демосфен столкнулся на людном месте со своим заклятым политическим врагом полководцем Фокионом. Слово за слово, и между ними возник спор о том, кто из них сделал больше для народа. В конце концов, Демосфен заявил Фокиону: "Афиняне так тебе благодарны за все, что ты для них сделал, что дай повод им только разозлиться, как они тебя повесят". На что его оппонент спокойно ответил: "И тебя, конечно, тоже, как только образумятся". Очевидно, что своими речами никто из них не сумел убедительно донести до другого свою мысль о предмете их мыслеречевого взаимодействия. Но по красноречию Демосфен, который, как было признано потомками, сделал для афинян много хорошего, в этом диалоге проиграл Фокиону.

Форма речи, представляющая собой организацию и осуществление мыслеречевого взаимодействия говорящего и слушателя, предполагает осуществление некоторых процедур. Конечно, в реальной практике они могут использоваться не в полном объеме, но знать их не будет лишним для юриста.

1. Переложение стратегии красноречия на уровень приемов. В речевой ситуации говорящий ориентируется не только на ОГЛАВЛЕНИЕ предмета мысли в речи, который необходимо донести до слушателя, но и на его возможности. Здесь важно определиться с размером своих "шагов" к уму слушателя. Первый закон риторики, как отмечалось, требует от говорящего не только проявления эрудированности, логически безукоризненной и мастерски выполненной передачи сведений слушателю, но и психологической подготовки, интуитивного улавливания нюансов в поведении и мышлении оппонента. Диалоговая речевая ситуация – это мыслеречевое взаимодействие, что называется, с открытым забралом. На слушателя, мнение которого не совпадает с мнением говорящего, гораздо больше повлияют конкретные приемы воздействия на его сознание и волю. Почему так? В открытой мыслеречевой ситуации, когда у слушателя уже сложилось свое мнение по предлагаемому говорящим предмету мысли, когда он интеллектуально не выше говорящего, его внутреннее "Я" требует от говорящего чего-то, что выходит за рамки очевидного, предполагает включение в речь некоторых элементов парадокса. Парадокс, например использование анекдота, позволяет как бы "разбудить" мышление слушателя, придать ему реальную действенность.

Юрий Никулин, который слыл великолепным рассказчиком анекдотов, как-то признался, что он убедил министра финансов выделить деньги на ремонт и реставрацию цирка на Цветном бульваре только с помощью анекдота.

2. Персонификация красноречия. Если исходить из того, что убедительность речи прежде всего зависит от ее восприятия слушателем, то становится очевидно: сначала нужно попытаться выявить позицию слушателя, а потом включить в конструкцию речи позитивные доводы. Если такой вариант невозможен, то следует реализовать другой вариант – прямое обращение к слушателю.

Здесь вполне допустимы такие варианты вопросов и предложений для выяснения позиции слушателя:

– Что вы думаете по этому поводу?

– Как, по вашему мнению, можно решить эту проблему?

– Ваш подход не вызывает возражений, но не смогли бы вы рассмотреть и мой вариант обоснования?

– Вы совершенно правы! Рассмотрим и такую версию.

Признав позицию слушателя, ритор проявляет к нему внимание, тем самым поощряя его и психологически мотивируя "вернуть долг" говорящему. Ритору всегда необходимо учитывать особенности психики слушателя, что позволяет говорящему эффективно донести предмет своей мысли до слушателя.

В этом отношении интересно такое высказывание Μ. М. Сперанского: "Вставьте алмаз в средину безобразных камней – он потеряет половину своего блеска, он едва будет приметен. Это потому, что надобно сперва душу приготовить к чувствию, которое мы хотим дать ей испытать, надобно сперва настроить ее внимание на сходственный тон, тогда малейшие ударения красот ей будут чувствительны, тогда все силы ее соображения соберутся в одну точку, и она обнимет предмет во всем его пространстве. Одна мысль будет провожать его к другой, и она пойдет, со всех сторон окружена светом, который они друг на друга проливают..."[1]

3. Составление заключений. Ритор может с блеском произнести свою речь, но не достигнуть желаемой цели. Причин такого положения несколько. Одна из них заключается в неумении говорящего обобщить им же излагаемые факты и сведения о предмете своей мысли, не сделать доступной для слушателя мысль о предмете речи, когда неочевидное становится для слушателя очевидным. Для того чтобы добиться реального эффекта от речи, говорящему обязательно нужно самому сделать выводы, понятные и пробуждающие у слушателя чувства.

Так, например, в своем выступлении в Брюсселе перед активистами рабочего движения в сентябре 1847 г. К. Маркс раскрывал ОГЛАВЛЕНИЕ и суть капиталистического способа хозяйствования. На большом фактическом материале он рассмотрел позитивные и негативные стороны жизни рабочих при капитализме, но никак не получалось совместно прийти к выводу, который отражал бы будущее наемных рабочих. Тогда Маркс заключает: "Если быстро растет капитал, то несравненно быстрее растет и конкуренция между рабочими, т.е. тем значительнее уменьшается для рабочего класса возможность получения работы и средств к жизни. Капитал живет не только трудом; этот знатный и жестокий властелин тянет за собой в могилу трупы своих рабов, целые гекатомбы рабочих, погибающих во время кризисов"[2]. Совместный вывод был сделан. Он включал в себя не только познавательный, но и социально-психологический компонент, формирующий позицию конкретных людей.

4. Анализ результатов взаимодействия. Важнейшим аспектом речи является непрерывный анализ результатов воздействия речи на оппонента. Как уже отмечалось, в процессе речевого воздействия на слушателей довольно редко происходит совпадение цели и ожидаемого результата. В этом нет ничего необычного. Важно, чтобы при подготовке речи ритор выделил для себя внешние признаки у слушателей, которые будут свидетельствовать ему о том, идет ли он к цели или отклоняется от нее.

В конечном счете воплощению в жизнь выделенных и рассмотренных нами элементов речи ритора должна быть придана форма хотя и мозаичного, но цельного образования, где предмет мысли доступен для понимания слушателя, облечен в выражения, которые не только соответствуют грамматике языка общения, но и позволяют вызвать у слушателя чувственное удовлетворение.

Факторологический блок будущей речи ритора необходимо насытить аргументами, которые, кроме того что они являются таковыми по сути, должны быть таковыми и для реальных слушателей. В значительной степени это обусловлено уровнем интеллекта оппонентов и их социально- психологической настроенностью на принятие тех или иных сведений, информации как истинных, доказательных в конкретной ситуации и по конкретной теме.

Например, ритор может использовать значимые для мнения оппонента факты, но они не будут выступать в качестве аргументов для достижения поставленной цели. Так, в телевизионной программе "Линия защиты", которая выходила на канале "ТВ Центр", был показан материал Леонида Грозина о пожилой женщине, ветеране Великой Отечественной войны, которая живет в Москве в однокомнатной квартире с дочкой и внуком. Она не может получить новое жилье по государственной программе, утвержденной президентом. Факт достаточно скорбный, но он не является аргументом для жилищной комиссии и органов власти города. Все дело в том, что метраж квартиры превышает норму, по которой этот человек может получить новое жилье, на 30 кв. см[3].

• Вторым элементом процедуры конкретных действий ритора являются выявление данных о слушателе и его типизация. Для достижения уровня красноречия нужен предварительный анализ слушателя: личностные признаки; служебные характеристики, если это возможно; социальный статус; мировоззренческий потенциал. Дело это очень тонкое и во многом субъективное. Чтобы быть максимально объективным, следует изучать слушателя не просто как человека, а как конкретного социально значимого гражданина. Тем более если это относится к судебному процессу.

В основу изучения слушателя можно положить модель абстрактного типа слушателя, которая в жизни в чистом виде встречается редко. Обычно живой человек воплощает в себе признаки нескольких типов слушателей. Вместе с тем для оратора не будут лишними знания о типах слушателей и их особенностях. Это знание позволит лучше ориентироваться в людях и в моделях построения с ними речевой ситуации.

В риторике выделяют следующие основные типы слушателей, с присущими им интеллектуально-психологическими чертами, признаками:

1. Вздорный оппонент, нигилист. Общим признаком такого типа слушателей является то, что они часто выходят за рамки речевой ситуации. В ходе речевого взаимодействия они нетерпеливы, своей позицией демонстрируют изначальное несогласие с тезисами и утверждениями говорящего. При организации и осуществлении с ними речевого взаимодействия рекомендуется:

– до начала речевой ситуации узнать их позицию по предлагаемому в будущей речи предмету мысли, который говорящий собирается донести до них;

– быть всегда хладнокровным и готовым компетентно рассмотреть их доводы и возражения;

– следить за тем, чтобы по возможности в речи ритора выводы и обобщения формулировались словами, типичными для будущего слушателя;

– стремиться построить такую форму речевого взаимодействия, чтобы предполагаемый слушатель позитивно воспринимал передаваемую ему говорящим информацию;

– при изложении доводов в пользу своей мысли и предмета этой мысли делать упор на психологически нейтральные образы, имеющие реальную значимость для раскрытия предмета мысли говорящего.

2. Позитивный слушатель. Это самый приятный формализованный тип слушателя. Он позволяет говорящему вместе с ним провести запланированное речевое взаимодействие, спокойно рассмотреть предмет мысли ритора. По отношению к нему целесообразно занять такую позицию:

– вместе завершить рассмотрение отдельных положений предмета мысли говорящего;

– следить за тем, чтобы позитивный подход к рассмотрению предмета мысли говорящего в конкретной речевой ситуации был сохранен.

3. Всезнайка. Этот формализованный тип слушателя изначально имеет установку на то, что он все знает о предмете речевого взаимодействия. Да и вообще он всегда в курсе всех проблем. Во взаимодействии с ним следует придерживаться следующих правил:

не давать ему возможности и повода изменить ход и ОГЛАВЛЕНИЕ речи говорящего, скомкать речевую ситуацию;

время от времени напоминать ему, что и другие тоже могут иметь истинные знания о предмете речевого взаимодействия, в том числе и сам говорящий;

позволять ему в процессе развития речевого взаимодействия формулировать промежуточные обобщения, делать несущественные выводы;

– для пресечения разглагольствования на общие темы ставить перед ним сложные, специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить только ритор.

4. Болтун. Для такого формализованного типа слушателей характерно то, что они часто бестактно и без всякой видимой причины могут прервать речь, нс обращают внимания па время, которое тратят на свои выпады. Могут забыть ОГЛАВЛЕНИЕ предмета мысли говорящего в процессе речевого взаимодействия. Отношение к такому типу оппонента может быть следующим:

– стараться использовать в речи образы, привлекающие его внимание к предмету мысли говорящего;

– не следует давать повода для его активного включения в речевую ситуацию, когда его доля в речевом взаимодействии станет соответствовать доле говорящего;

– в случае, когда он начнет включать в речевую ситуацию взаимодействия с говорящим новые предметы мысли, его нужно с максимумом такта возвратить к предмету мысли говорящего;

– в случае необходимости ограничить объем и ОГЛАВЛЕНИЕ речевого взаимодействия с ним.

5. Трусишка. Этот тип формализованного слушателя отличается недостатком уверенности в своей возможности рассмотреть и оценить предмет мысли говорящего. Он готов промолчать, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть смешно или даже глупо. Отношение к такому типу оппонента может быть следующим:

– с ним нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры поддерживая его выводы и суждения;

– не показывать ему, что чувствуете его неуверенность;

– начинать речь спокойно, используя легкие информативные вопросы, позволяющие включить его в речевое взаимодействие;

– периодически ободрять его, построив речевое взаимодействие так, чтобы он мог изредка вставить свои суждения или какие-то доводы в процесс обоснования или опровержения предмета мысли говорящего;

– специально благодарить его за любой вклад в процесс речевого взаимодействия, но не делать это свысока.

6. Хладнокровный у неприступный слушатель. Такой тип формализованного слушателя обычно замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретного речевого взаимодействия. Рассматриваемое кажется ему недостойным его внимания и усилий. Он всегда "над проблемой". Отношение к такому типу оппонента может быть следующим:

– предварительно постараться узнать приоритетные для данного слушателя ценности и интересы, которыми он руководствуется в жизни;

– любым способом необходимо заинтересовать его значимостью и ОГЛАВЛЕНИЕм предмета мысли говорящего и характером речи;

– использовать с полной нагрузкой значимые факты в обосновании предмета мысли говорящего, в прикладном значении его реализации;

– привлекать для обоснования предмета мысли говорящего сравнения, сопоставления доводов с ценностями, к которым стремится и которыми в жизни руководствуется такой слушатель.

7. Незаинтересованный слушатель. Такого типа формализованного слушателя предмет мысли говорящего интересует слабо или вообще не интересует. Он охотнее проигнорировал бы весь процесс речевого взаимодействия, провел бы время в соответствии со своими желаниями. Таких людей сейчас образно называют пофигистами. Во взаимодействии с такими слушателями рекомендуется:

– предварительно сделать "рекламу" будущей речи и предмета мысли говорящего, который будет рассматриваться в речевом взаимодействии с ним;

– придать речи интересную и привлекательную форму, сделав ее динамичной, но неторопливой;

– наполнить процесс речевого взаимодействия эмоционально привлекательными фактами, не усердствуя, однако, в стремлении превратить интеллектуальный процесс в игру;

– пытаться сообщать слушателю в первую очередь то, что его может больше всего интересовать.

8. Важная птица. Такой тип формализованного слушателя не выносит критических высказываний по своим суждениям о предмете мысли говорящего ни в прямой, ни в косвенной форме. Он представляет себя личностью, стоящей выше своего оппонента во всех отношениях, и ведет себя соответствующим образом. Отношение к такому типу оппонента может быть следующим:

– в процессе речевого взаимодействия с ним нельзя допустить, чтобы он почувствовал себя в роли судьи или независимого эксперта;

– нужно стремиться ненавязчиво включить его в процесс рассмотрения предмета мысли говорящего;

– не использовать никакой критики в его адрес и в адрес других лиц, связанных по предмету мысли речевого взаимодействия с ним;

– помнить и понимать, что вы являетесь инициатором речевого взаимодействия и по социальному статусу не ниже своего слушателя;

– использовать метод "да, но..." в изложении и рассмотрении предмета мысли говорящего.

9. Почемучка. По своей социальной природе этот тип формализованного слушателя только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Он просто сгорает от желания уточнять и уяснять все, что относится к предмету мысли говорящего, и даже то, что к нему не относится. Он весь в вопросах, хотя ответы на них его практически не интересуют. Отношение к такому типу оппонента может быть следующим:

– постараться, изучив заранее этого слушателя, спрогнозировать его возможные вопросы информационного характера и заготовить на них однозначные ответы;

– попытаться образно и лапидарно сформулировать предмет мысли в речи, четко обозначив его признаки и свойства;

– в процессе речевого взаимодействия стараться явно не проявлять эмоций и актуализировать свое рассуждение на рациональных доводах в обосновании предмета мысли ритора.

• Третьим элементом процедуры конкретных действий ритора при подготовке будущей речи является определение характера возможного взаимодействия говорящего и слушателя в процессе речевого взаимодействия. В риторике выделяют несколько возможных вариантов взаимодействия. Один из ни них – сотрудничество говорящего и адресата. В таком взаимодействии проявляется этический аспект коммуникации. Он предполагает соблюдение следующих принципов:

– не навязывайся;

– выслушай собеседника;

– будь дружелюбен.

В целом данные принципы определяют лингвистические основы речевого такта, этики речевого общения. При таком варианте речевого взаимодействия говорящий обязан учитывать последствия воздействия своей речи на собеседника.

Следующий вариант речевого взаимодействия риторика формулирует, опираясь на проявление в человеке его психофизиологических свойств: а) эмоционального контакта

с другим человеком; б) сохранения своей индивидуальности, самости. В реальности при проявлении этих свойств у людей речевое взаимодействие может осуществляться в рамках двух крайних ситуаций: тенденции к сближениютенденции к индивидуализации. Для каждой тенденции необходим свой вариант речи, свой набор форм и приемов языковых и психологических средств, которые обязаны быть включены в эту речь. Другими словами, готовящаяся речь ритора должна быть ориентирована или на близость, или на отстранение. Может существовать вариант подготовки речи и без ориентации на близость или отстранение. В данном случае ритору, конечно, потребуется предварительно прорепетировать возможность перехода от одного стиля речи к другому.

• Четвертым элементом процедуры конкретных действий ритора при подготовке речи являются планирование и подготовка речевого взаимодействия. Выполнив предыдущие требования тактики красноречия, можно определить возможные варианты работы со слушателем. Желательно осуществлять это в системе: предмет мысли говорящего + слушатель + ситуация + преследуемая говорящим задача.

Что касается предмета мысли говорящего в будущей речи, то для подготовки речевого взаимодействия желательно четко сформулировать черты, свойства, отражающие его природу, зафиксировав их грамотно посредством языка речевого взаимодействия. Применительно к слушателю от ритора потребуется найти ответы на следующие вопросы:

а) кто ваш слушатель и что в нем скрыто? Ответ на данный вопрос предполагает выяснение в первую очередь содержания среды его обитания, среды деятельности. Другими словами, сюда входит характеристика его окружения и круга общения. Далее оценка его позиции, компетентности, статусного положения, ролей, которые он исполняет в рамках тех статусов, которые занимает. Нельзя исключать в этом исследовании оппонента и оценку его психофизиологических черт, таких как направленность, характер, особенности темперамента, предубеждения, основные принципы, хобби, желания, интересы, убеждения, образование;

б) какие проблемы волнуют слушателя? Ответ на данный вопрос может дать в первую очередь исследование совокупности противоречий, которые он разрешает в жизни.

Значимым будет также выявление используемых им форм, приемов для разрешения возникающих в его жизни и деятельности противоречий. Определенную информацию такого плана позволяют получить и результаты изучения средств, используемых им для разрешения возникающих противоречий;

в) какова предполагаемая реакция слушателя на предмет мысли говорящего? Об этом информацию предоставляют такие позиции оппонента, как его сопротивление предлагаемому ему тезису и, вполне возможно, его негативная реакция на этот тезис; его нейтральное отношение к предмету мысли говорящего; наконец, его активная поддержка мысли говорящего. В зависимости от выбранной позиции оппонента на речь ритора можно будет корректировать и саму речь, свое взаимодействие с оппонентом.

Что касается преследуемой говорящим задачи, то при подготовке речевого взаимодействия со слушателем здесь может быть сформулирована целая палитра таких задач. В нее может входить задача просто передать слушателю сведения о предмете мысли ритора. Но может быть задача, предполагающая стремление ритора изменить позицию слушателя, привлечь его на свою сторону, сделать его своим единомышленником. Нельзя исключать и такого варианта для ритора, как изобличение им слушателя в неверности его интересов, жизненных установок и т.д.

• Пятым элементом процедуры конкретных действий ритора является осуществление речевого взаимодействия со слушателем. Это определяющий элемент тактики красноречия в плане достижения результата речевого взаимодействия говорящего и слушателя. В нем проявляются вся натура ритора, его интеллект и психика, его актерские и режиссерские способности. В этом элементе концентрируются все знание, все умения и навыки мыслеречевой деятельности ритора, которые позволяют ему сделать речь красивой и добиться желаемого результата. В реальности это игра по тексту, написанному ритором для самого себя и самим же собой поставленному при взаимодействии ритора со слушателями.

• Шестым элементом процедуры конкретных действий ритора является управление собой, процессом передачи информации о предмете мысли в речи. Это динамичный процесс. Для его осуществления ритору потребуется изначально оценить самого себя, свой интеллектуальный потенциал, инструментарий мыслеречевой и речемыслительной деятельности. Это процедура установления возможностей своего субъективного фактора, определения алгоритмов воздействия на выявленный инструментарий, который позволит ритору достаточно оперативно изменять вид и форму процесса передачи информации о предмете разговора, чтобы активно воздействовать на слушателей и достигать желаемого результата. Как отмечал в свое время Л. С. Выготский, речь есть процесс превращения мысли в слово, ибо "мысль не выражается в слове, но совершается в слове"[4].

Классическим примером управления собой и процессом передачи информации о предмете мысли выступают созданные Н. В. Гоголем в поэме "Мертвые души" варианты построения этого процесса, осуществляемые Чичиковым.

• Седьмым элементом процедуры конкретных действий ритора являются отслеживание результатов мыслеречевого воздействия на слушателя и корректировка процесса осуществления речи. Подойти к этой процедуре следует достаточно ответственно. Известно, что практически все люди в той или иной степени являются и лицедеями, и сценаристами, и режиссерами. Однако у разных типов оппонентов наличествуют разные признаки, которые характеризуют их переход от одной позиции к другой. Обычно такие признаки характеризуются понятием паттерна (англ, pattem – образец, пример, принцип, шаблон, модель).

Паттерн представляет собой повторяющиеся специфические изменения в позе тела, движениях головы, рук, ног, в мускулах, окраске лица, в ритме дыхания, темпе и тембре голоса, которые возникают при изменении позиции человека, его внутреннего мира. Важно грамотно фиксировать происходящие в слушателе изменения и в соответствие с ними корректировать ОГЛАВЛЕНИЕ, вид и форму речи. Так поступали и поступают лучшие адвокаты, государственные обвинители и все публично выступающие ораторы.

Таковы основные положения и ОГЛАВЛЕНИЕ элементов тактики красноречия, требующие от любого говорящего, в том числе и юриста, осуществления рассмотренных нами процедур при подготовке к выступлению.