Процедура прохождения границ при международных автомобильных перевозках грузов

Прохождение границ автотранспортом в европейских странах регулируется Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (международной дорожной перевозки), принятой ООН 14 ноября 1975 г. Данная Конвенция часто именуется Конвенцией TIR, по латинской аббревиатуре ее названия. Форма книжки МДП (карнета TIR) приведена в приложении 19.

Грузы, перевозимые с соблюдением процедур данной Конвенции в опломбированных автотранспортных средствах, составах или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях транзитных стран. В частности, при наличии подозрений в нарушениях, производить в этих таможнях досмотр груза.

Каждая страна – участница Конвенции назначает организацию или организации, которые имеют право выдавать книжки МДП (в оперативной терминологии эту книжку называют "карнет" или "манифест" TIR) автоперевозчикам, осуществляющим международные перевозки в соответствии с условиями Конвенции. В России это АСМАП. Выдавая автотранспортной компании книжку МДП на перевозку, АСМАП тем самым как бы выступает перед грузоотправителем гарантом того, что данная автотранспортная компания способна осуществить качественную и надежную перевозку.

На каждое автотранспортное средство или контейнер составляется одна книжка МДП. Единая книжка МДП может составляться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно автотранспортное средство. В этом случае в книжке МДП должно указываться отдельно содержимое каждого транспортного средства, составляющего часть состава транспортных средств, или каждого контейнера. Книжка МДП действительна на выполнение только одной перевозки. Она должна содержать такое количество отрывных листков, какое необходимо для осуществления данной перевозки (по два листа на страны отправления, назначения и каждую транзитную страну). Грузы, автотранспортное средство, состав или контейнер должны предъявляться в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. После проверки таможня накладывает пломбы на автотранспортное средство или контейнер и штампует страницы книжки.

Если в промежуточной таможне автотранспортное средство было вскрыто и, следовательно, пломбы нарушены, то после досмотра таможня, его проводившая, навешивает свои пломбы, о чем делает отметку в книжке МДП – указывает новые номера пломб.

Всякое нарушение положений Конвенции влечет применение к виновнику предусмотренных законодательством этой страны санкций, в частности транспортное предприятие может быть временно или навсегда лишено права перевозить грузы в соответствии с положениями данной Конвенции или вообще осуществлять международные автоперевозки.

Страны – участницы Конвенции публикуют списки таможен, которые предназначены для выполнения операций с книжкой МДП.

В случае возникновения споров и претензий каждый участник спора назначает арбитра, и эти арбитры назначают но взаимному согласованию третьего арбитра, который и становится председателем. Решения арбитражного суда имеют обязательную силу для спорящих сторон.

Международные перевозки автотранспортом предприятия

Если предприятие собирается выезжать собственным автотранспортом за рубеж, то требования повышаются. В частности, необходимо, чтобы перевозка осуществлялась автотранспортными средствами, отвечающими требованиям Международной конвенции о дорожном движении и протоколу о Дорожных знаках и сигналах. Оба данных документа регулируют технические аспекты перевозок по европейским автодорогах.

Водитель предприятия, привлекаемый к осуществлению международных автоперевозок, должен иметь международные права и визы страны назначения и транзитных стран.

Как и в случае с использованием автотранспорта профессиональных перевозчиков перевозка собственным транспортом предприятия оформляется международной товарно-транспортной накладной (накладной ЦМР) с приложением всех необходимых сопроводительных документов, включая карнет TIR и таможенную документацию, необходимую для беспрепятственного прохождения границ.

Предприятие, осуществляющее международные автоперевозки собственным автотранспортом, должно зарегистрироваться в АСМАП и получить лицензию на их выполнение. Если перевозки носят регулярный характер, то можно ставить вопрос о полном членстве в АСМАП и получении годовой (генеральной) лицензии.