"Проточная экономика" – перестройка структуры промышленности

Первой отраслью, где обновленная Япония достигла мирового первенства, стало судостроение (1955 г.). Специальной программой создания прибрежных насыпных участков было расширено пространство извилистого морского побережья, что в соединении с новыми возможностями крупнотоннажного морского транспорта – рудовозов и супертанкеров – и механизацией портовых погрузочно-разгрузочных работ позволило создать своеобразную проточную экономику портово-промышленных комплексов. Заводские цеха стали продолжением приемных портов, откуда привозное сырье, сразу, без дополнительной транспортировки, поступает в переработку; а готовая продукция сразу из цехов поступает в отгрузочный порт. Заводы "на воде" имели ключевое значение для расцвета японской черной металлургии, достигшей мирового лидерства на переработке заокеанского сырья, внедряя передовые технологии (кислородно-конвертерный процесс и непрерывная разливка стали).

Сдвиг к побережью избавил Японию от необходимости восстанавливать немногочисленные на островах шахты и рудники, и вообще от громоздких горнодобывающих отраслей и товарных поездов. Тем самым была придана гибкость отраслевой структуре промышленности, ставшая предпосылкой для развертывания массового производства интеллектуальных продуктов.

В поставщика каменного угля и металлических руд для японской черной и цветной металлургии превратилась богатая минеральным сырьем Австралия; из нее же суда растущего японского торгового флота вывозили шерсть и продовольствие. В 1960-е гг. Япония стала основным импортером австралийских продуктов, оттеснив Великобританию, а позднее доля Японии в австралийском экспорте превзошла долю США, Канады и Западной Европы, вместе взятых.

Однако еще большее значение, чем австралийские товары, для Японии приобрел импорт нефти из стран Ближнего и Среднего Востока и Индонезии: в "золотые 1960-е" он рос на 18% ежегодно; к 1970 г. нефть обеспечивала 70% потребляемой в Японии энергии (в начале 1950-х гг. – 7%).

Благодаря заокеанскому минеральному сырью Япония намного опередила псе другие страны п наращивании доли электротехнического и транспортного машиностроения в структуре своей промышленности: с 10,8 до 27,1% за 1950–1970 гг. (соответствующие показатели для США и Канады – с 14,1 до 18,2%, для Западной Европы – с 6,6 до 13,7%; для СССР – с 6,8 до 10,1%). За то же время выросла и доля нефтехимической и химической отраслей в Японии (с 6,5 до 8,3%), хотя здесь она уступала североамериканскому (было и осталось 10,3%) и западноевропейскому уровням (с 8,2% до 10,4%).

Становление общества массового потребления в Японии

Послевоенная аграрная реформа способствовала самообеспечению Японии рисом, однако американская гуманитарная помощь привила японцам вкус к импортной пшенице, который привел к нововведению, признанному самими японцами наиболее выдающимся их изобретением в XX в. и в то же время типичному для американизации мира – лапше быстрого приготовления "рамэн" (изобретатель М. Андо, 1958 г.). Одновременно в стране развернулся процесс перехода к непрерывному пополнению парка домашней техники, в производство которой как для внутреннего, так и для внешнего рынка, японские фирмы стали вносить все более весомый вклад. В 1950-е гг. были запущены в серийное производство японские стиральные машины и холодильники, черно-белые и цветные телевизоры (фирма "Шарп"), магнитофоны (фирма "Накамичи"), в начале 1960-х гг. – микроволновые печи (фирма "Шарп") и т.д. Успех портативного транзисторного радиоприемника фирмы "Сони" положил начало экспансии японской бытовой аппаратуры на внешние рынки, в результате которой японское фотооборудование оттеснило германское, японские мотоциклы вытеснили английские, японские часы затмили прославленные швейцарские и т.д. Япония стала мировым лидером в производстве телевизоров, магнитофонов, радиоприемников.

Высокотехнологичная продукция японских фирм обратила на себя внимание уже на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.), но окончательно снискала всемирное признание в 1960-е гг., когда был успешно реализован (и даже перевыполнен) амбициозный план удвоения национального дохода, получивший имя премьер-министра X. Икэда. "План Икэда" предусматривал темпы роста ВВП 9% годовых, реально они составили 11% годовых. Японским технологическим достижениям способствовали первые на территории Азии Олимпийские игры (Токио, 1964 г.) и Всемирная выставка (Осака, 1970 г.). К Олимпиаде была построена первая высокоскоростная электрическая железная дорога синкансен (буквально "новая магистраль") Осака – Токио; такие дороги покрыли всю страну, обслуживая прежде всего пассажиров, ездящих на работу и крупные города из отдаленных мест. Синкансен завершила объединение юго-восточной части о. Хонсю (от Осаки до Токио и далее на север к г. Хитати) в крупнейшую мировую городскую агломерацию (от лат. agglomero – "присоединяю") – Токайдо.

Для фирмы точной механики "Сейко" избрание официальным хронометристом олимпийских соревнований стало отличной рекламой и стартовой площадкой для новых коммерческих разработок и направлений – производства минипринтеров и лучших в мире кварцевых часов.

В "золотые 60-е" стремительно развивалась японская автомобильная промышленность (табл. 19.1), ориентируясь в основном на внутренний рынок (85% сбыта в конце 1960-х гг.). На ведущие позиции в японском автомобилестроении вышла фирма "Тойота", ставшая воплощением своеобразия японского менеджмента.

Таблица 19.1

Ведущие страны-производители автомобилей в "золотой век" капитализма (тыс. штук)

США

ФРГ

Франция

Япония

1950

8003

304

357

69

1960

7869

2055

1269

474

1970

8240

3842

2750

5238