Противоречия российского молодежного предпринимательства

Противоречия, связанные с разной отраслевой структурой и соответствующими этой структуре социально-экономическими отношениями. Особенности развития предпринимательства в России имеют перекос в сторону торговли, банковской, финансовой деятельности, сферы услуг по сравнению с производящими отраслями. Эти, пока еще более доступные, направления и представляют ту нишу, куда молодые люди могут относительно легко проникнуть без особой квалификации и связей. В то же время такие сферы, как энергетические, добывающие отрасли, во многом заняты более взрослым поколением. Для занятия предпринимательством в производственной сфере молодежи зачастую не хватает опыта, умений и навыков. Кроме того, молодые люди не располагают широкими возможностями доступа к кредитам, финансам, поэтому рассчитывают на "быстрые деньги", что реальнее получить в торгово-посреднической деятельности. В такой ситуации, конечно, молодежи не всегда удается реализовать свои профессиональные, творческие, когнитивные и некоторые другие способности, но решаются вопросы престижного потребления (отдых у моря, дорогие автомобили, материальный достаток, жилье).

Противоречия, связанные с особенностями профессиональной подготовки и потребностями реального времени. На первых этапах развития предпринимательства те, кто пришел к занятию бизнесом, не имели специальной подготовки и процесс обучения предпринимательской деятельности осуществлялся в процессе работы методом проб и ошибок. Главным образом это были те люди, кто имел экономическое или техническое образование, опыт в административно-управленческой деятельности.

Но по мере профессионализации предпринимательской деятельности порядок рекрутирования в бизнес-структуры кадров менялся и все в большей степени требовались специальные знания в области экономики, финансов, управления и права. Соответственно, дальнейшее развитие предпринимательства в России обусловило необходимость получения специального образования. В настоящее время во многих государственных и коммерческих учебных заведениях ведется подготовка кадров отечественных предпринимателей, которая учитывает требования рыночного времени, тем более что сейчас расширяются контакты с зарубежными учебными заведениями. Учебный процесс в таких заведениях базируется на новых подходах взаимоотношений с окружающим деловым миром и его рыночными структурами.

Противоречия, связанные с кризисом ценностной системы в обществе, характеризующие направленность предпринимательской деятельности. Молодежь – особая социально демографическая группа, которой свойственны специфические интересы, общественные ориентиры, присуща собственная система ценностей и потребностей. Предпринимательские отношения формируют новые приоритеты в системе ценностей, общественных норм, традиций, что находит в дальнейшем отражение в сознании, а затем и в поведении, активности и в конечном счете – в социальном самочувствии молодежи.

Если важнейшей ценностной ориентацией является творческий труд, то очевидна направленность на внедрение научных технологий, создание новых продуктов. Предпринимателя интересует прежде всего инновационный характер деятельности.

Но для многих заняться бизнесом объясняется причинами сугубо материальными. Обогащение и получение прибыли – основная потребность для большинства молодых предпринимателей, соответственно, и ценностью является сохранность и приумножение своей собственности. Функционируя в среде рыночного равновесия спроса и предложений, регулируемого изменениями цен, молодые люди выбирают экономические предпочтения и рациональное поведение с мотивами выгоды и расчетливостью. Обычно такое стремление к улучшению своего материального положения у молодого предпринимателя возникает в начале пути своей деятельности, позже меняются ориентиры и первостепенное значение приобретают самореализация, желание самоутвердиться в обществе. Приходит понимание, что успешность бизнеса определяется не столько величиной прибыли, наращиванием дохода, сколько точно выбранным направлением и адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры в потребительской среде.

Экономический подход дополняется социокультурным, связанным с возможностью самодостаточно распоряжаться своей творческой деятельностью, результатами труда, ресурсами, новаторским поиском и готовностью к риску. Несмотря на то что экономика России находится в условиях кризиса, предпринимательство выживает за счет не столько экономического, сколько инновационного подхода к производству, услугам.

Кроме того, современная молодежь отличается высокими амбициями, что подбивает ее на повышение своего статуса за счет организации бизнеса. Как показывают опросы социологических исследований последних лет, 12–15% трудоспособных граждан желают несмотря ни на что открыть свое собственное дело. У молодых людей процент желающих открыть собственное дело, несмотря ни на какие трудности, значительно выше. Ценности у молодежи меняются в зависимости от места работы, формы собственности. Молодые люди, работающие в крупных компаниях, на государственных предприятиях, в большей своей части придерживаются интегрирующих ценностей. В частности, они не выделяются от окружающих; придерживаются общественных норм, традиций; уважают сложившиеся обычаи, соотносят свое поведение с другими.

Несколько иначе выглядят ценности у молодых людей, являющихся собственниками или имеющих свой малый бизнес, занимающихся предпринимательской деятельностью. Для них важно проявить инициативу, бизнес-качества, а именно: добиваться успеха любым путем, не обращая на окружающих; выделиться неординарностью, индивидуальностью, креативностью. Сдвиг ценностей происходит в сторону формирования индивидуальности, игнорируя общественные нормы и ценности.

Противоречивый характер постижения молодежью предпринимательства. Высокая мобильность молодежной рабочей силы имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Она способствует перераспределению трудовых ресурсов, расширению способа индивидуального подхода, установке на собственные силы в реализации своих возможностей и интересов в новых условиях рыночного воздействия. Молодежь быстрее адаптируется к меняющейся ситуации на рынке труда. Негативная сторона видится в отсутствии среди молодежи специальных профессиональных навыков и опыта, что увеличивает определенные издержки рынка труда. Сосуществование предпринимательства и учебы затруднительно в силу сокращения объема времени для получения полноценного специального образовании.

Противоречивый характер становления молодежного предпринимательства определен также современным российским рынком, действующим в обстановке криминально-коррупционной среды. Он несет элементы нелегитимных отношений, характерных для "черного" бизнеса, и это в определенной степени отражает социальную природу предпринимательства и формирует социальный облик делового человека, в том числе и молодого. Отягощаясь ценностями криминализованного окружения, продуцируется взаимопротивоположная общность молодых предпринимателей: как далекая от формирования цивилизованных отношений, так и социально ответственная.

С одной стороны, наблюдается дезориентированность молодого поколения от потребителя, усвоившего ценности дикого российского рынка с деформированными культурными и нравственными основаниями и сконцентрированного наличном интересе, не считаясь с нанесенным ущербом другим. В такой ситуации налицо проявление беспринципности, ловкачества, наглости в достижении собственных целей. Духовные, нравственные качества в большинстве случае вытесняются потребительскими. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом счастья. Полезность труда для большинства определяется достижением собственного экономического достатка. Причем ставится цель зарабатывания денег и ведения хозяйственной деятельности любым путем, в том числе и криминальным. Так определяется жизненный успех. Высокие моральные ценности отступили, а в большинстве своем и потерялись в эпоху рыночных отношений. В обществе произошла коммерциализация духовного мира, культ удовлетворения своих потребностей как следствие идей об относительной морали. Жизненными принципами становятся "успех любой ценой", "богатый ума купит". Эго все нашло свое отражение у некоторой части молодежи в сознании, мышлении и поведении. И в силу выживаемости, решения насущных жизненных потребностей молодежь вынуждена вливаться в систему нецивилизованных деловых отношений.

С другой стороны, встречается и социально ответственное предпринимательство. Социальная ответственность предполагает не только удовлетворение собственных интересов, но и учет последствий своей деловой активности. С позиции собственных интересов не нарушаются закон и сложившиеся социальные нормы. Преобладание социальных установок, общественных ценностей, традиций определяет степень социальной ответственности. Формируется социально ответственное поведение как некая норма деловых отношений, не противоречащих постулатам экономического развития, а усиливающих свою конкурентоспособность. Придерживаясь социальной активности, ценностная стоимость предпринимательства определяется надежностью, лояльностью потребителей, положительной репутацией. Формы социальной ответственности могут носить правовой (соблюдение законодательства), этический (следование нравственным нормам поведения) и филантропический (участие в общественных организациях, благотворительных акциях) характер.

Причиной противоположных форм предпринимательства является непродуманная государственная политика в отношении его развития в современных нестабильных условиях. В России недостаточно государственных намерений для формирования цивилизованного рынка путем предотвращения или разрешения проблемной ситуации.

Российское молодежное предпринимательство не становится пока массовым. Это объясняется неудачным ходом ряда реформ, обусловленных организационно-административными мерами. Перед молодыми людьми встает достаточно много непосильных проблем, что и определяет спад молодежного предпринимательства. Лишь небольшая доля молодежи включилась в предпринимательскую деятельность, усвоив нормы нецивилизованного рынка. Те, кто не интегрировался в нем, подвергаются опасности банкротства.

Для развития молодежного предпринимательства на современном этапе необходимо создавать условия для привлечения юношей и девушек к предпринимательской деятельности.

1) популяризировать предпринимательскую деятельность среди молодежи. Проводить различного рода выставки изделий предпринимательской деятельности, мероприятия, пропагандирующие социально ответственного предпринимателя, конференции и круглые столы по проблемам бизнеса;

2) поддерживать молодежную инициативу, поощрять состязательность инновационного процесса, предоставлять субсидии, разные дотации на поддержание молодежных проектов, носящие новаторский характер, расширять возможности самообеспечения молодежи, проводить конкурсы бизнес-проектов и бизнес-идей;

3) сформировать правильный имидж предпринимателя. Через средства информации и информационно-аналитические издания раскрывать положительный образ предпринимателя, проблемы ведения бизнеса, ответственности;

4) проводить обучение, способствующее проявлению высокой активности, инициативности, овладению новыми технологиями бизнеса.

Регулирование молодежного предпринимательского сектора экономики осуществляется непосредственно государством через создание определенного инвестиционного климата, упорядочение социальных отношений между органами власти и предпринимательскими структурами, по техническим, финансовым, организационным, экономическим, правовым и другим направлениям ради достижения общественно значимых целей.