Просвещение на украинских и белорусских землях

Правобережная Западная Украина и Белоруссия до середины XVII в. входили в состав Польско-Литовского государства. Школа и просвещение оказались важным условием удовлетворения культурно-образовательных потребностей складывавшихся восточных славянских наций – украинцев и белорусов. Развитие просвещения и культуры украинского и белорусского народов происходило в неблагоприятных условиях чужеземного господства. Вместе с тем, сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша.

Важным условием развития педагогической мысли украинского и белорусского этносов в XIV–XVII вв. являлось сосуществование православия, униатства, римско-католической церкви, протестантизма. Эволюция и взаимоотношения этих конфессий существенно повлияли на духовную жизнь и педагогическую мысль. Так, в конце XIV – первой половине XV в. под южнославянским и византийским влиянием в украинской культуре и просвещении распространяется исихиазм – религиозная доктрина, представители которого обратились к внутреннему миру человека.

Вплоть до конца XV в. сохранялись возникшие в Киевской Руси формы обучения: обучение грамоте при церквях и монастырях, повышенное обучение (прообраз учения книжного), включавшее, помимо чтения, церковное пенис и порядок богослужения, элементы богословия. Преобладающую роль в распространении грамотности играло домашнее образование. В конце XV–XVI вв. просвещение приобретает новые черты. Предоставление многим городам права самоуправления стимулировало расширение и изменение школьного дела, поскольку росла потребность не только в элементарно грамотных, но и профессионально обученных людях. С XVI в. развитие просвещения происходило под знаком существенных политико-идеологических перемен: усиления католической реакции, роста патриотического движения среди украинского и белорусского населения, противоборства римско-католической церкви и реформации, униатской церкви и православной церкви. Эти процессы нашли отзвук в философско-педагогической мысли. Так, разделив идеи Реформации о преподавании на родном языке, белорусский просветитель Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541) перевел в 1517 г. на русский язык Библию, которая была главным дидактическим пособием того времени.

Учебные заведения

Наряду с традиционными очагами развития педагогической мысли (семья, монастыри, церковные приходы) на Украине и в Белоруссии возникают иные центры воспитания и обучения: католические школы, городские (латинские) школы, учебные заведения униатов, протестантские школы, братские школы.

При католических костелах и монастырях действовали латинские школы элементарного и повышенного типа. В последних обучение шло по программе семи свободных искусств. Католические учебные заведения зачастую превращались в городские школы под совместным управлением магистрата и церкви (во Львове, Перемышле, Ярославе и других городах).

Среди католических учебных заведений начиная со второй половины XVI в. особое место заняли школы иезуитов (коллегии). Известность, например, получила Львовская коллегия. В коллегиях обучалось юношество из шляхетских слоев.

В середине XVI в. на Украине и в Белоруссии действовало до 150 учебных заведений, созданных общинами протестантов. Подобные учебные заведения были разного уровня – от элементарного до высшего. В числе последних – кальвинистская школа в Дубецке. Протестантские школы открывались для представителей всех христианских церквей.

Веротерпимость городских школ-коллегий и протестантских школ привлекала юношей разных вероисповеданий. Эти учебные заведения посещали поляки, белорусы и украинцы. Обучение в них отнюдь не означало жесткого "окатоличивания". Например, для привлечения украинской и белорусской молодежи в программу коллегий вводили старославянский язык и элементы православного богослужения.

Заметную роль в освоении западного педагогического влияния при сохранении национальной самобытности сыграли братские школы. Братские школы создавались общинами (братствами), которые объединялись вокруг церквей (обычно православной или протестантской). Как правило, братские школы находились в городах. Со временем они превратились в наиболее распространенный тип учебного заведения для православного населения. Деятельность братских школ была частью борьбы с "латинством". Но в этом противостоянии перенимался опыт западной образованности. Так что, по сути, братские школы являлись компромиссом между восточнославянской и западной традициями школьного обучения. Братские школы но типу обучения соответствовали европейским городским школам. В братских школах в зависимости от образовательного уровня в различных объемах преподавались чтение, письмо, грамматика (церковнославянская, древнерусская, латинская, греческая, польская), поэтика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, философия, богословие.

Начало организации православных братских школ было положено устройством Острогожской школы (конец 70-х гг. XVI в.), в деятельности которой приняли участие Иван Федоров и другие известные книжники. В школе изучали семь свободных искусств и элементы тогдашней философии; программа включала обучение "славяно-греко-латинских наук". Острогожская школа послужила примером для учреждения православными братствами в конце XVI – начале XVII вв. училищ во Львове, Луцке, Могилеве, Минске, Киеве и других городах. Наиболее известна Киевская братская школа, оказавшаяся предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. – Академия). Одним из основателей этого заведения повышенного образования был митрополит Петр Могила (1596/97– 1647). Название и устройство, воспитательная и учебная работа была организована по образцу католических школ, особенно ордена святого Лойолы. Программа семи свободных искусств была взята из Краковской академии. Кроме того, изучалось православное богословие. В школе учили латинскому и отчасти польскому языкам. Философия преподавалась в виде логики, физики или естественной философии и метафизики (теология). Использовались польские учебники. С конца XVII в. преподаватели начинают составлять собственные руководства.

Книжники-монахи, получившие образование в Киевско-Могилянской коллегии, с середины XVII в. выступают в Москве как учителя. Так, в 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи "для обучения русских свободным наукам" в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др.) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России.

После того как в 1569 г. руководство православной церкви Речи Посполитой заключило соглашение об унии с католической церковью, в Белоруссии и на Украине стали возникать униатские учебные заведения, отпочковавшиеся от католических или греко-славянских православных школ. Учреждением и руководством униатских школ со второй половины XVII в. занимались базилиане – униатский монашеский орден (создан в 1617 г.). Школы готовили почти исключительно служителей церкви. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения.