Промышленный подъем 1910-1913 гг.

После кризиса 1900–1903 гг. произошел мировой промышленный бум. В России этому подъему не дали развернуться русско-японская война и буржуазная революция. Война загрузила военными эшелонами сибирскую железную дорогу, прием хозяйственных грузов для перевозки резко сократился, и Сибирь экономически отключилась от европейской части страны. Забастовки и локауты во время революции вызвали сокращение промышленного производства. Но ряду отраслей сокращение производства во время революции было более сильным, чем во время кризиса.

С конца 1907 г. начался очередной мировой экономический кризис. Но кризис бывает после подъема, а поскольку подъема в России не было, то практически не было и кризиса. Так что из экономической истории России выпал целый экономический цикл. С 1910 по 1913 г. в стране происходил новый промышленный подъем. Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

1. Принято считать, что главным стимулом подъема были государственные заказы, связанные с гонкой вооружений накануне Первой мировой войны. Однако на производство вооружений в это время тратилось только около 7% металлургической продукции, 20–22% металла шло на железнодорожные заказы, а 70–73% составляли "потребительские сорта", т.е. металл для широкого рынка. Решающим фактором подъема были не военные заказы, а экономический рост страны, успехи сельского хозяйства и промышленности.

2. Столыпинская аграрная реформа ускорила развитие капитализма в сельском хозяйстве, а это увеличило спрос на сельскохозяйственные машины, удобрения, кровельное железо и другие промышленные товары.

3. В стране появилось обилие капиталов. Массовые инвестиции происходили во время подъема, а поскольку предыдущий подъем не состоялся, то целых десять лет капиталы в стране накапливались, но использовались мало. Россия стала даже вывозить капитал, что ранее для нее было не характерно. В это время многие промышленные фирмы, основанные иностранцами, переходили в руки российских капиталистов, и доля иностранного капитала сократилась с 1/2 до 1/3 всех акционерных капиталов. Эти главные обстоятельства и обусловили особенности подъема. Лидировала тяжелая промышленность. Она увеличила производство за годы подъема на 76%, тогда как легкая только на 39%. Дело в том, что легкая промышленность России была уже довольно развитой и в основном уже насытила отечественный рынок своими товарами, а теперь настала пора форсировать развитие тяжелой промышленности, пока отстававшей.

По темпам роста промышленности Россия опережала другие страны – и не только в годы этого подъема. За период с 1885 по 1913 г. среднегодовые темпы роста промышленного производства в России составили 5,7%; США – 5,2; Германии – 4,5; в Англии – 2,1%. Занимая пятое место по объему промышленного производства, Россия догоняла лидирующие страны. По-прежнему Россия шла впереди по концентрации производства. Она занимала одно из ведущих мест даже по техническому уровню промышленности. На 100 промышленных рабочих в России приходились 92 лошадиные силы, в Германии – 73, во Франции – 85. Но, несмотря на эти значительные успехи в промышленном развитии, Россия оставалась аграрной страной. В промышленности к началу войны было занято только 10% населения, а в составе российского экспорта промышленные товары составляли 5,6%. Особенно слабо было развито в России машиностроение. Большую часть промышленного оборудования Россия ввозила из-за границы. Россия намного отставала от передовых стран по производству на душу населения: угля и металла производилось в 10–30 раз меньше, чем в США, Англии или Германии.

Экономическая отсталость России выражалась и в засилье иностранного капитала, хотя его доля и уменьшилась перед войной. В угольной промышленности иностранные капиталы составляли до 90%, в металлообрабатывающей – 42%, в химической – 50%. Нефтяная промышленность была почти целиком в руках французов и англичан, электротехническая – немецких промышленников.