Промышленный переворот в легкой промышленности

Текстильное, кожевенное, меховое, швейное и обувное дело составляют в своей совокупности легкую промышленность – производство "социально-экологической оболочки" человека, которая составляет важнейший, после продуктов питания, предмет его жизненной необходимости.

В исторической ретроспективе начало производства одежды (изначально как "экологической оболочки", способствующей противостоянию климату) представляло собой решительный шаг в формировании у человеческих индивидов самосознания, противопоставляющего самих себя животному миру.

Одежда и осознание человеком своей исключительности

В мире животных, птиц и насекомых человек видел массу примеров коллективной самоорганизация при добывании пищи и миграциях, постройке жилья и т.п. Движущая сила этих процессов – инстинкты, совокупность сложных поведенческих реакций. Наблюдая за ними, человек воспринимал их как прообраз социальной и трудовой активности.

А вот смена шерсти, оперения, кожи и пр. протекают почти что "сами собой". Эти явления, заложенные на генетическом уровне, и воспринимались как богоданные, т.е. идущие от природы. Но почему же Библия раскрывает этическую категорию грехопадения (критической аномалии) через возникновение у человека потребности одеваться? Познание какого факта сочли древние философы не только греховным, но и первенствующим во всей цепочке последующего "грехопадения"? Речь шла о том, что человек, впервые одев себя сам, уяснил: отныне он может сам делать то, что прежде воспринимал как богоданное явление.

Категория греха немедленно переносится из отношения между человеком и Богом в сферу отношений между людьми. Здесь этические аномалии конкретизируются в горе и страданиях, которые люди чинят друг другу. И с древнейших времен философы подмечают, что одежда, обретая функцию еще и социальной оболочки, действует – прямо или опосредованно, явно или подспудно – в фундаментальных цивилизационных процессах. От глобальных, проецируемых на экономику, до бытовых. Ведь до сих пор для известной половины человечества "нечего носить" стоит в ряду важнейших проблем бытия.

Разработав экономическую категорию потребления с точки зрения социального акта, современная наука сформулировала понятие демонстративного потребления. Специфическая роль, которую играет легкая промышленность на протяжении всей истории цивилизации, обусловлена в том числе тем, что в ее продукте факторы затрат находят оптимальное сочетание с критериями эффекта социально-психологического воздействия.

Объектом, выставляемым напоказ посредством того или иного предмета демонстрации, в конечном счете является частное богатство, т.е. некий экономический потенциал. При этом демонстрирующий стремится довести информацию о своем богатстве до сведения возможно большего числа свидетелей ("зрителей").

Из трех основных жизненных потребностей (пища, одежда, жилье) наименее приемлемым в роли предмета демонстрации оказываются продукты питания: процесс потребления краткосрочен, число зрителей ограничено. Новая, экономически значимая в масштабах общественного воспроизводства функция этой отрасли как сферы демонстративного потребления возникает поздно, уже в индустриально развитой экономике.

Жилье как таковое, в силу общедоступности для внешнего обозрения взаимосвязи внешнего вида с предполагаемыми трудозатратами на его постройку, кажется наиболее убедительным предметом демонстративного потребления.

Но жилье – объект долгосрочного использования, и потому в воспроизводственном цикле, привязанном к нормальным демографическим процессам, его строительство не создает отрасли, в которой массовость спроса сочеталась бы с устойчивой регулярностью его повторения от лица одного и того же потребителя. В ракурсе жизненной потребности в жилье мотив демонстрационного потребления как генератора возобновляемого спроса достигается в отраслях, производящих мебель и другие предметы обстановки приукрашивания и "одевания" жилых помещений. Соответствующий спрос долгое время принадлежит к разряду элитарного и также достигает массового размаха лишь в индустриальной экономике.

Таким образом, "одежда" (а корректнее – вся легкая индустрия) в силу оптимального сочетания факторов, создающих мотивы к расширению производства и улучшению потребительских свойств продукции, исторически сыграла ведущую роль в постепенной трансформации общественного воспроизводства в экономический процесс.

Как особая отрасль экономики текстильная промышленность возникает из надомного производства, некоторые процессы которого выделяются по мере технического прогресса в сферу ремесла.