Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство – еще одна стадия уголовного судопроизводства, в которой проверяется законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров, иных судебных решений по жалобам или представлениям сторон. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован гл. 481 "Производство в суде надзорной инстанции" УПК.

Стадию надзорного производства с двумя другими стадиями: апелляционного и кассационного производства, где проводится проверка судебных решений, объединяют общие задачи. Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

В этих стадиях проводится проверка только вступивших в законную силу судебных решений. Правом обращения в суд надзорной или суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 4012 УПК.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания. Суд надзорной, как и суд кассационной инстанции, не вправе вынести новый приговор. Этим правом, напомним, наделены только суды первой и второй (апелляционной) инстанций.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен (ч. 1 ст. 4121 УПК). Он рассматривает в порядке надзора:

• судебные решения судов областного уровня, в том числе окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

• определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллеги и Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном, а также в кассационном порядке;

• постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Обращение Генерального прокурора РФ, его заместителя, прокурора субъекта РФ и его заместителя именуется надзорным представлением. Обращения иных участников процесса – надзорными жалобами.

УПК устанавливает жесткие требования к содержанию надзорных жалоб и представлений, аналогичные требованиям, предъявляемым к кассационным жалобе и представлению (ч. 1 ст. 412:) и ч. 1 ст. 4014).

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 4123 УПК).

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Надзорная жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 суток со дня их поступления в суд возвращаются без рассмотрения по существу (ст. 4124 УПК).

Процедура производства в суде надзорной инстанции в целом осуществляется по правилам, аналогичным процедуре кассационного производства.

Сначала надзорные жалоба, представление, приложенные к ним материалы, материалы истребованного уголовного дела изучает один из судей Верховного Суда РФ. Законом установлен месячный срок для их изучения и принятия решения. Если же судья при этом истребовал ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения продлевается до двух месяцев (ст. 4125, 4126 УПК).

По результатам изучения материалов судья выносит одно из двух решений: об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или об их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель могут отменить постановление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, что состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум принимает одно из следующих постановлений (ч. 1 ст. 41211 УПК):

• об оставлении надзорных жалобы, представления без удовлетворения;

• об отмене приговора и всех других состоявшихся судебных решений и о прекращении уголовного дела;

• об отмене приговора и всех последующих решений и передаче дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;

• о внесении изменений в приговор, определение или постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 38922 УПК.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ. Как вытекает из положений ст. 41212 УПК, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум проверяет правильность применения норм уголовного и уголовнопроцессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Вместе с тем в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 41212 УПК).

Поскольку Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России, его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 41212 УПК установлено, что Президиум Верховного Суда РФ, отменяя обжалуемые судебные решения, не вправе:

устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;

определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора. Таковыми согласно ч. 1 ст. 4129 УПК являются только существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Принимать решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК (ч. 2 ст. 4129) устанавливает еще одно предписание, касающееся прав Президиума Верховного Суда РФ, согласно которому поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401е УПК. Отступление от этого предписания допускается только в том случае, если в ходе предыдущих судебных разбирательств были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения. Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, если по делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному уголовному делу.