Производство по исполнению функции государственного контроля и надзора, муниципального контроля

Осуществление государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля способствует предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе безусловного соблюдения требований законодательства, развитию экономики страны, служит достижению баланса интересов личности, общества и государства.

Процедуры в сфере государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля в настоящее время оказывают значительное воздействие на обеспечение законности при применении отраслевого законодательства. Кроме того, они непосредственно связаны с рассмотрением дел, вытекающих из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, а также дел об административных правонарушениях.

К функциям по контролю и надзору относятся:

• осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

• предупреждение и пресечение противоправных действий в различных сферах экономической и социально-культурной сферах, в том числе коррупции, нарушения требований безопасности;

• выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

• регистрация актов, документов, прав, объектов.

Правовое регулирование государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

В Указе Президента РФ от 15.05.2008 № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" отмечалась необходимость изменения законодательства в части усиления гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), ограничения частоты проверок, проведения внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с органами прокуратуры.

В связи с этим Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оказал существенное воздействие на формирование института государственного контроля и надзора и сделал важный шаг на пути систематизации процедурных отношений в этой области.

Однако общий порядок организации и проведения контрольных и надзорных мероприятий не применяется:

при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• при осуществлении прокурорского надзора;

• в производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства;

• в сфере налогового, валютного, таможенного, портового контроля, банковского, страхового надзора;

• в сфере контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

• при осуществлении иных видов контроля и надзора, перечисленных в ст. 1 Закона.

Следует отметить тенденцию расширения перечня видов государственного контроля (надзора), на которые не распространяются положения Закона.

Кроме того, отдельными нормативными актами могут быть установлены особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки при осуществлении:

• таможенного, антимонопольного, экспортного контроля;

• контроля и надзора в сфере миграции;

• контроля в сфере рекламы;

• лицензионного контроля;

• государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

• государственного строительного надзора;

• контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему;

• контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• надзора по ядерной и радиационной безопасности и в некоторых других сферах.

Субъектами административных процедур в сфере государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также граждане и их объединения.

Становление нового Российского государства и формирование исполнительной власти в 1990-х гг. привело к появлению значительного количества контрольных и надзорных органов, а также учреждений, наделенных аналогичными полномочиями. Возникла необходимость выработки концептуальных оснований для структурирования и определения функций органов власти.

В связи с этим Указом Президента РФ от 23.07.2003 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах" одним из приоритетных направлений развития административной реформы было установлено организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам.

Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" определил, в частности, что функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности на федеральном уровне осуществляют федеральные службы (в настоящее время это Роспотребнадзор, Роструд, Росприроднадзор, Росфинмониторинг, ФТС России, ФНС России, ФССП России и др.). Вместе с тем функциями контроля и надзора в отдельных сферах наделяются также и некоторые иные органы исполнительной власти (МВД России, МЧС России, Минпромторг России, ФМБА России и др.).

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают структуру органов регионального контроля и надзора. При этом в законодательстве отсутствуют какие-либо требования, направленные на обеспечение единства форм и названий соответствующих властных органов. Контрольные и надзорные органы в субъектах РФ обычно называются управлениями, комитетами, инспекциями или службами.

Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определил единый общий порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление соответствующего государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Основной формой государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля является проверка – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Законом предусмотрено два вида проверок: плановые и внеплановые, каждая из которых может быть документарной или выездной (рис. 2.15).

Предметом плановой проверки является соблюдение обязательных требований юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления своей деятельности, а также соответствие обязательным требованиям сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля и надзора в сети Интернет либо иным доступным способом.

Рис. 2.15. Административные процедуры в сфере государственного контроля и надзора

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля и надзора и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Такое согласование проводится в целях сокращения частоты проведения и количества проверок в отношении одних и тех же субъектов.

Органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и направляют ежегодные планы проведения плановых проверок в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок установлена постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489. Органы прокуратуры до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ.

Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет" до 31 декабря текущего календарного года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

• государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

• окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

• начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

В отношении отдельных видов деятельности законодательством установлена иная периодичность проведения плановых проверок.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные виды деятельности в сферах здравоохранения и образования, в социальной сфере, могут быть проверены два и более раза в три года [1]. Так, деятельность по оказанию скорой медицинской помощи, предоставлению дошкольного и начального образования могут подвергаться проверкам не чаще одного раза в два года.

Периодичность проведения плановых проверок соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлена в два и более раза в три года, т.е. законом фактически не ограничена.

Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля и надзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки являются:

• соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

• выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

• проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

• истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

• поступление в органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

• приказ (распоряжение) руководителя государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям возникновения угрозы или наличия факта причинения вреда охраняемым интересам только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля и надзора с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя установлена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя установлен приказом Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

В день подписания распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя орган контроля (надзора) представляет в орган прокуратуры либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются: копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки, а также документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы направляются в орган прокуратуры, расположенный по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов прокурор или его заместитель не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, то органы контроля или надзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. Предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки в таких случаях не требуется. При этом органы прокуратуры извещаются о проведении указанных контрольных мероприятий в течение 24 часов. Прокурор или его заместитель должен принять решение относительно согласования проведения внеплановой выездной проверки в день поступления документов, направленных контрольным (надзорным) органом.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля и надзора.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Предметом документарной проверки являются: сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности; документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки, как плановой, так и внеплановой, осуществляется в общем порядке, установленном для иных проверок, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа контроля или надзора в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля или надзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, то орган контроля или надзора направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные документы, необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган контроля или надзора указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством РФ.

При проведении документарной проверки орган контроля или надзора не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются:

• содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения;

• соответствие их работников;

• состояние используемых территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств;

• производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги);

• принимаемые меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю или надзору, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Органы контроля или надзора привлекают к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся их аффилированными лицами.

Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Общие требования к порядку организации проведения проверки предполагают, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля [2].

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах [3] . Следует отметить, что акт проверки составляется в любом случае вне зависимости от результатов проверки, выявления или невыявления нарушений, составления иных документов.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, то копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок.

Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не согласны с фактами, выводами или предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, то они в течение 15 дней с даты получения акта проверки могут представить в соответствующий орган контроля или надзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:

– выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

– принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, предоставляемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, то орган контроля или надзора обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ), отзыва из оборота продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды. Орган контроля или надзора обязан довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (гл. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей").

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на таких объектах и проведение указанными лицами контрольных мероприятий. Лица, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), обязаны предоставлять уполномоченным должностным лицам беспрепятственный доступ к объектам повышенной опасности, документам и средствам контроля безопасности таких объектов.

Таким образом, несмотря на проведенную реформу контрольного и надзорного законодательства до настоящего времени сохраняется множественность процедурных форм организации и проведения проверок.

Законодательством установлена ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля за нарушение установленных административных процедур. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.