Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Судами субъектов РФ в 2010 г. было принято к производству 161 дело по данной категории, что составило 14,1% от общего числа дел, возникающих из публичных правоотношений (в 2009 г. к производству было принято 189 дел, или 13,5%). В районных судах дела о нарушении избирательного законодательства в 2010 г. составили 3,7 тыс. или 0,1% от общего числа дел, рассмотренных в районных судах (в 2009 г. – 3,6 тыс. или также 0,1%).

В соответствии со ст. 259 ГПК правом на подачу заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации обладают:

1) избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, ОМС, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

2) ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, ОМС, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума;

3) избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, – с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов);

4) лица, установленные федеральным законом, – с заявлением о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума;

5) при проведении референдума РФ – ЦИК РФ; при проведении референдума субъекта РФ – избирательная комиссия субъекта РФ; при проведении местного референдума – избирательная комиссия муниципального образования с заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной ст. 24,26 и 27 ГИК, а также другими ФЗ.

Мировые судьи не вправе рассматривать дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Вместе с тем к подсудности мировых судей отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также процедуры проведения выборов и референдума. Исключение составляют дела названной категории, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, которые подсудны судьям районных судов.

Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию.

В ст. 260 ГПК определены сроки обращения в суд и рассмотрения заявлений. Так, согласно ч. 1–5 указанной статьи установлены следующие сроки обращения в суд:

а) заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме;

б) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Установленный процессуальный срок не подлежит восстановлению судом;

в) заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования;

г) после опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов;

д) заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в сроки, установленные ФЗ.

Что же касается сроков рассмотрения указанных заявлений, то согласно правилам ч. 6–11 ст. 260 ГПК:

а) в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней после его подачи. Истечение сроков, установленных ч. 6 ст. 260 ГПК, не влечет за собой прекращение производства по делу, возбужденному по заявлению, поступившему в соответствии с требованиями данной статьи, и не препятствует судам, включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, разрешить данное дело по существу;

б) заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно;

в) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд;

г) решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования;

д) решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования;

е) решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в своем постановлении от 31.03.2011 № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отсутствие у лица права на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в порядке гл. 26 ГПК не может быть преодолено iгутем подачи этим же лицом заявления в суд по правилам гл. 25 ГПК.

В ст. 260.1 ГПК определен порядок рассмотрения подобного рода дел. Так, заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, ОМС, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Суд извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума. Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей.

При рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению.

Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, ОМС, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления. Суд обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, ОМС, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам исполнения решения, обязывающего совершить определенные действия.

В случае если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) законно, он отказывает в удовлетворении заявления.

Кассационная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда но делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.