Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы

Рассматриваемая категория дел является новеллой ГПК, введенной в связи с принятием и вступлением в действие с 1 июля 2011 г. ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов для следующих категорий поднадзорных лиц:

а) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также при рецидиве преступлений – если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо по отбытии уголовного наказания при непогашенной или неснятой судимости совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления либо посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность;

б) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве – независимо от наличия оснований.

По своей сути административный надзор представляет собой временное ограничение прав и свобод поднадзорных лиц, а также выполнение ими определенных обязанностей, осуществляемое под наблюдением органов внутренних дел.

Подсудность дел но данной категории зависит от того, освобождено или только освобождается лицо из мест лишения свободы. В первом случае заявление подается в суд по месту жительства или пребывания лица, во втором – по месту нахождения исправительного учреждения.

Круг субъектов, обладающих правом на обращение в суд по данной категории дел, ограничен. Так, по делам об установлении и продлении административного надзора заявителями выступают исправительные учреждения или органы внутренних дел, а по делам о дополнении, досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений – органы внутренних дел, поднадзорное лицо либо его представитель.

В заявлении по делам рассматриваемой категории указываются основания подачи заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу.

В заявлении об установлении, о продлении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений.

В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

К заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Суд при необходимости может затребовать и иные документы либо материалы.

Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.

Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит па заявителе.

Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно может установить следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел но месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора, составляющий от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного для погашения судимости.

Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в установленном порядке.

Копия решения суда по делу об административном надзоре направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу.

Административный надзор может быть прекращен по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица;

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица.

Административный надзор может быть досрочно прекращен судом па основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет установленные обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.