Лекция 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные теории происхождения права и государства;

• специфические черты договорной, естественно-правовой, теологической, исторической, психологической, органической теорий происхождения права и государства;

уметь

• выделять в основных теориях факты и обстоятельства, создавшие предпосылки появления права и государства;

• анализировать достоинства и недостатки отдельных теорий;

• выявлять закономерности в возникновении государственно- правовых явлений;

владеть навыками

• выявления основных идей концепции и ее идентификации с известными направлениями (школами);

• идентификации регулятора общественных отношений как права.

Основные теории происхождения права

В теории юриспруденции существует множество самых разнообразных подходов к проблеме происхождения права. Первичность права или государства, производность одного или другого явления на долгие века определили возникновение разных учений и теорий. Ученые находили ответы на вопросы происхождения государства и права в биологической природе человека, особенностях климата, имущественном неравенстве, агрессивности человечества, невозможности индивиду самостоятельно выжить в противоборстве с природой и т.п. Рассмотрим некоторые из них.

Гуго Гроций или Гуго де Гроот (1583-1645)

Голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. Основные труды: "О свободном море", "О праве войны и мира".

Естественно-правовая теория. Основателем этой теории является Гуго Гроций.

Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права.

Сторонники естественноправовой теории утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость.

Данная теория, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права. Согласно этой теории право не обязано своим происхождением государству и его институтам.

Теологическая теория происхождения права. Основателем этой теории выступил Фома Аквинский.

В основу теологического учения положен тезис о том, что существует высший божественный закон, который составляет основу действующего права.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: "Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его" (Исх. 15:25).

Несмотря на свой многовековой опыт, данная теория не теряет своей актуальности и используется в современных государственных доктринах. Ее востребованность в некоторой мере объясняется тем, что законы современного геологического и клерикального государства освещаются божественной силой и авторитетом. Это гарантирует законам эффективность, а государству – силу.

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Один из ее основателей Ф. К. Савиньи.

В работах Савиньи и его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем тогдашней Европы.

Согласно взглядам сторонников исторической школы право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Задача

Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861)

Немецкий юрист, профессор Берлинского университета (1810–1842). прусский министр по реформе законодательства (1842–1848). Известность получил как автор многочисленных трудов по римскому и гражданскому праву, как глава исторической школы права. Основной труд: "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению".

Фома Аквинский (Фома Аквинат или Томас Аквинат) (1225 или 1226-1274)

Средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244 г.). Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 г. причислен к лику святых католической церкви. Основные труды: "Сумма теологии", "Сумма против язычников".

ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах. Законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право, по Савиньи, – продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия "народный дух", его нематериалистический характер.

Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Согласно марксисткой концепции неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.

Исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества. Насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права ("функция насилия").

В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности.

С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились

Карл Маркс (1818–1883)

Основоположник научного коммунизма. В апреле 1841 г. Марксу была присвоена степень доктора философии за сочинение "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура".

правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Именно государство является источником права. Государственные институты создают право, защищают его и принуждают граждан к его исполнению.

Достижениями марксистской теории происхождения права является проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Выработанные в данной теории дефиниции по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения сформулировано следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Это понятие по сей день имеет сторонников.

Психологическая школа (Т. Д. Баштим, Л. И. Петражицкий, Η. М. Коркунов). Эта теория возникла в середине XIX в. Широкое распространение получила в конце XIX – первой половине XX в.

Яркий представитель психологической школы – Л. И. Петражицкий. Ero взгляды на сущность права изложены в книге "Теория права государства в связи с теорией нравственности". Петражицкий понимал "иод правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер". В психологической школе права возникновение государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики: потребности подчи

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931)

Российский и польский ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. Автор психологической теории права.

няться, управлять, подражать и т.д. Он разделял право официальное и интуитивное.