Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры

Порядок прохождения службы в органах прокуратуры определяется законодательством о государственной службе РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Под прохождением службы следует понимать совокупность юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение государственно-служебных отношений прокурорского работника. К числу таких фактов следует отнести: назначение на должность, присвоение классного чина (воинского звания), служебное аттестование, стимулирование служебной деятельности прокурорского работника и его ответственность, прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры.

Лица принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Правом назначения на должность и освобождения от должности наделены в пределах своих полномочий: Генеральный прокурор, его заместители; прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры; прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры, а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры.

Лицам, впервые принимаемым на работу в прокуратуру, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытательный срок до шести месяцев. Решением руководителя соответствующего органа этот срок может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев (но соглашению сторон).

Лицо, успешно выдержавшее испытание, считается назначенным на должность.

Лицо, впервые принимаемое на должность прокурора, приносит Присягу прокурора. (Текст ее приведен в ст. 40.4 Закона о прокуратуре.)

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Классный чин - служебный разряд, специальное звание прокурорского работника. Он присваивается прокурорам территориальных и специализированных (кроме военных) прокуратур, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры. Виды классных чинов, порядок их присвоения установлены Указом Президента РФ от 30.06.1997 № 659.

Военным прокурорам присваиваются воинские звания, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

Классные чины и воинские звания находятся в следующем соотношении:

Классный чин

Воинское звание

Младший юрист

Младший лейтенант

Юрист 3-го класса

Лейтенант

Юрист 2-го класса

Старший лейтенант

Юрист 1-го класса

Капитан

Младший советник юстиции

Майор

Советник юстиции

Подполковник

Старший советник юстиции

Полковник

Государственный советник юстиции 3-го класса

Генерал-майор

Государственный советник юстиции 2-го класса

Генерал-лейтенант

Государственный советник юстиции 1-го класса

Генерал - пол ко в ник

Действительный государственный советник юстиции

Генерал армии

Высшие классные чины (действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции 1-го, 2-го, 3-го классов) присваивает Президент РФ. Другие классные чины присваивает Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ.

Присвоение воинских званий военным прокурорам производится по представлению соответствующего военного прокурора. Воинские звания высшего офицерского состава (генеральские звания) присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Аттестация прокурорских работников производится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышении квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины (п. 1 ст. 41 Закона о прокуратуре). Она призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, определению уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры - воинских званий.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Однако может проводиться и в межаттестационный период: при выдвижении на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении работником порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника. Генеральному прокурору РФ предоставлено право назначать проведение досрочной аттестации всех прокурорских работников.

Не подлежат аттестации беременные женщины; работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; офицеры органов военной прокуратуры, находящиеся в запасе (отставке) и поступившие на службу в органы и учреждения прокуратуры - при присвоении первоначального классного чина.

Процедура аттестации довольно сложная и ответственная. Она включает:

- подготовку аттестации - служебного документа, в котором дается развернутая характеристика аттестуемого работника. В ней содержатся выводы и рекомендации в отношении аттестуемого (о соответствии или несоответствии занимаемой должности, о назначении на должность с понижением или повышением, об увольнении и т.д.);

- проведение самой аттестации, для чего в органах прокуратуры создаются специальные аттестационные комиссии, которые включают председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Аттестационная комиссия является совещательным органом. Свою работу она проводит в заседаниях, на которых обсуждаются и вырабатываются для руководителя предложения, связанные с прохождением службы аттестуемого;

- рассмотрение и утверждение руководителем решения аттестационной комиссии. Утвержденная руководителем органа и учреждения прокуратуры аттестация после ознакомления с пей работника под расписку приобщается к его личному делу.

Важным элементом прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры является установленная Законом о прокуратуре система мер поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников.

За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную работу и другие заслуги к ним могут быть применены меры поощрения: объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; занесение на Доску почета, в Книгу почета; выдача денежной премии; досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного. Особо отличившиеся работники могут быть награждены нагрудными знаками "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации", "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", представлены к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" и награждению государственными наградами России.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры вправе налагать на них дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, понижения в классном чине, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения из органов прокуратуры. Они могут быть лишены нагрудных знаков, установленных для прокурорских работников.

Правом налагать дисциплинарное взыскание в пределах своей компетенции наделены прокуроры городов, районов, субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры. Генеральный прокурор РФ вправе налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Одним из элементов прохождения службы в органах прокуратуры является возможность перемещения ее работ-пиков по службе.

Работник прокуратуры может быть: выдвинут па вышестоящую должность; переведен на равнозначную должность (например, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья); переведен на нижестоящую должность (например, в порядке дисциплинарного взыскания); переведен в интересах службы в другую местность.

Перемещение по службе, как правило, проводится с согласия самого работника. В некоторых случаях требуется заключение врачебной комиссии, наличие решения аттестационной комиссии и др.

Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры является неизбежным элементом службы в прокуратуре. Основанием прекращения службы является увольнение работника. Он может быть уволен по общим основаниям, предусмотренным законодательством о труде в отношении государственных служащих: по собственному желанию; по достижению предельного возраста; по выслуге срока службы; по сокращению штатов; по болезни и т.д.

Вместе с тем Законом о прокуратуре предусмотрены особые основания прекращения службы в органах прокуратуры (ст. 43). Прокурорский работник может быть уволен:

а) в связи с выходом в отставку. Основаниями для выхода в отставку является: выход на пенсию; несогласие прокурорского работника с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя;

б) по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в прокуратуре; прекращения гражданства Российской Федерации; нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; утраты доверия; несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой в органах прокуратуры.