Программы, планы, учебники

ОГЛАВЛЕНИЕ эдукационного процесса определяется планами, программами по предметам и направлениям и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (на видеодисках, видеокассетах, в компьютерных программах).

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: 1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п. В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. План разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: 1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое ОГЛАВЛЕНИЕ изучаемого материала; 3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; 4) перечень основных мировоззренческих вопросов; 5) указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; 6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 8) рекомендуемую литературу. В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Пример построения учебного плана

В учебном плане находит отражение принятый обществом воспитательный идеал, который дает концентрированное представление об общей концепции образования, отражает его главную цель, общие и конкретные цели воспитания.

Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических, психофизиологических, организационных, управленческих и других требований, намеченной стратегии реализации учебных, воспитательных, развивающих целей, имеющихся возможностей, с учетом потребностей общества, семьи и учащихся. Учебный план – государственный нормативный документ, задающий общую направленность и объемы образования. Учебные заведения могут корректировать учебные планы, приспосабливать их к своим потребностям и возможностям в той части, которая относится к их компетенции.

Базисный учебный план содержит инвариантную и вариативную части. Инвариантная составляющая плана (федеральный компонент) формируется на государственном уровне. Вариативная составляющая (школьный компонент) формируется самими учебным заведением с учетом особенностей (потребностей) региона и индивидуальных образовательных запросов учеников (воспитанников). Имеется и ученический компонент – индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера.

Учебные планы устанавливают суммарную предельно допустимую учебную нагрузку учеников. По одному из вариантов плана для основных общеобразовательных учреждений обязательная инвариантная аудиторная нагрузка составляет 4970 академических часов (142 часа в неделю), обязательная вариативная аудиторная нагрузка – 700 академических часов, вариативная, свободно избираемая нагрузка – 875 академических часов (25 часов в неделю). Из бюджета финансируется максимальное количество часов – 9495. Общий объем учебного плана (часов по классам): 5 класс – 34,6 класс – 35,7 класс – 37,8 класс – 37, 9 класс – 39, 10 класс – 40.

План устанавливает продолжительность уроков: в первых классах – 35 минут; во вторых – четвертых классах – 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения), в пятых – одиннадцатых классах – 45 минут.

В нашей стране, как и в большинстве других государств, учебные планы разрабатываются централизованно и утверждаются Министерством образования и науки РФ. Для каждого типа учебно-воспитательных учреждений создаются типовые учебные планы. Отдельные планы существуют для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением наук – гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ. На основе этих планов учебные заведения могут конструировать свои собственные документы, но без изменений в федеральном компоненте.

Основа базисного учебного плана – образовательные области, т.е. составные части духовной и материальной культуры, представляющие содержательную основу для развития познавательной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической сфер деятельности личности, воспитания гражданина.

Выделяются следующие образовательные области.

1. Обществоведение (история, граждановедение, обществоведение, география).

2. Филология (русский язык и литература, родной язык и литература, иностранный язык).

3. Искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура).

4. Естествознание (естествознание и экология, биология, физика, химия).

5. Математика (математика, алгебра, геометрия).

6. Физическая культура (физическая культура).

7. Технологии (технологии).

8. Основы безопасности жизнедеятельности (основы безопасности жизнедеятельности).

9. Информатика (информатика).

На основе базисного учебного плана разработано множество учебных планов для всех типов учебно-воспитательных заведений. Почти каждая школа теперь создает свой учебный план, куда вносит свои "фирменные" курсы, чтобы привлечь внимание заказчиков образовательных услуг. Для примера приводим учебный план средней школы № 72 г. Тольятти, за размещение которого в сети Интернет выражаем благодарность педагогическому коллективу и директору школы С. И. Гамову.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

обучающихся 5-9 классов

муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 72 городского округа Тольятти

на 2011/12 учебный год

Классы

5 а, б, в

6 а, б, в

7 а, б

8 а, б, в

9 а, б

Обязательные учебные предметы

Инвариантная часть федерального и регионального компонента

28

29

31

32

32

Русский язык

6

6

4

3

2

Литература

2

2

2

2

3

Иностранный язык

3

3

3

3

3

Математика

5

5

Алгебра

3

3

3

Геометрия

2

2

2

История

2

2

2

2

2

Обществознание (включая основы жизненного самоопределения)

1

1

1

1

Природоведение

2

География

1

2

2

2

Физика

2

2

2

Химия

2

2

Биология

1

2

2

2

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

Технология

2

2

2

1

Информатика и ИКТ

1

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

Модули курса "Основы проектной деятельности"

1

1

1

1

Краеведческий курс "История Ставрополя – Тольятти"

1

Предпрофильные курсы

1

Вариативная часть (компонент образовательного учреждения)

1

1

1

1

1

Проектная деятельность

1

1

1

1

0,5

Предпрофильные курсы

0,5

Итого часов в расписании

29

30

32

33

33

Максимально допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

29

30

32

33

33

Образовательная инфляция

Так озаглавлена статья А. Коровицына, напечатанная в "Аргументах и фактах". Тысячи публикаций выплескивают народное недовольство школой. Число предметов в школе растет. Число часов на изучение базовых дисциплин тает, как снег на весеннем солнце. За последние 59 лет количество часов на обучение грамоте только по начальной школе сократилось вдвое, хотя число правил правописания увеличилось там же на треть. В программе по математике появились уравнения с "иксами", а число часов по математике сократилось на 60%.

Современные школьные программы не базируются на какой-либо продуманной концепции нужд современного человека. Еще менее они основаны на каком-либо видении будущего, понимании того, какие знания и навыки потребуются ребенку, чтобы жить в эпицентре перманентных изменений...