Программы общего образования

Программы общего образования предусматривают приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы современного научного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности; приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности и личной гигиены; приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Программу начальной школы составляют чтение, письмо, счет, навыки учебной деятельности. В базисный учебный план входят родной язык и литература, русский язык как государственный, математика, окружающий мир, искусство, физкультура, трудовая подготовка. В виде факультативов – искусство, труд, спорт и пр. Программы начального образования стали более насыщенными и вариативными. Обратимся, например, к программам начальных школ г. Москвы середины 1990-х гг. Предусмотрены две базисные программы: 4 и 3-летней начальной школы. В них входят русский язык и литература, иностранный язык, история и обществоведение, искусство, окружающий мир, география, математика и основы информатики, физика и астрономия, химия, биология, трудовое обучение и спорт. В 3-летней школе по этим предметам возможны спецкурсы по выбору (23 ч в неделю).

Обучение в основной школе включает стандартную программу и программы по выбору. В полной средней школе программа дифференцированная: обязательная и по выбору. Базовый уровень среднего образования может достигаться при помощи разнообразных вариантов программ. Вариативность нарастает от младших классов к старшим. Если в младших классах преобладает обязательный учебный материал, то в старших классах, напротив, усиливается диверсификация программ.

В начале 1990-х гг. шли поиски оптимальных учебных программ среднего образования. Министерство образования в 1992 г. подготовило 15 версий программы средней школы с двумя компонентами – общегосударственным и региональным. Учебные заведения получили возможность выбирать одну из версий, не будучи вправе сокращать общегосударственный стандарт, который по сравнению с прежними программами был значительно сокращен (отсутствовало, например, обязательное ранее трудовое обучение и др.).

В некоторых средних школах в 1990-е гг. внедряли сокращенную обязательную программу. Например, отдельные учебные заведения опробовали версию программы, которой предусматривались только пять обязательных предметов: русская литература, математика и информатика, история и социальные науки, спорт, основы безопасности жизнедеятельности. Остальные предметы предлагались на выбор.

Переход на новые программы общего базового образования предусматривал, что учащиеся должны получать равную общую подготовку. В то же время единый общеобразовательный стандарт рассматривался лишь как минимальный уровень приобретаемого образования. Реформа предусматривала сокращение обязательного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору.

Базисный план основной школы включает полный и минимизированный набор образовательных областей: язык (родной, русский, иностранный) и литература, искусство, математика, физика и астрономия, химия, география, экология, кибернетика и информатика, биология, общественные дисциплины, технология, техника, труд, физкультура. Базисный план полной средней школы содержит тот же набор образовательных областей. Но здесь обучение строится по принципу профильной дифференциации.

Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, было оговорено построение программ с тремя компонентами: федеральным, национально-региональным и школьным. Федеральный компонент обеспечивал целостность общего образования по стране и включал ту часть содержания образования, где выделены учебные курсы общекультурной и общегосударственной значимости: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия.

Национально-региональный компонент имел в виду потребности субъектов федерации (национальное, региональное своеобразие культуры: родной язык и литература, история, география региона и т.п.). В региональном компоненте должны были учитываться специфические потребности учащихся региона, области, края, крупного города. Так, в столице региональным стандартом предусматривалось изучение курса "Москвоведение". В национальных республиках и образованиях региональный стандарт адресован учащимся нерусских школ. В таком случае он предусматривал изучение как иностранных языков русского языка и западноевропейского, местной истории, географии, литературы. В нерусских школах в качестве обязательных вводились программы языка, истории и культуры того или иного народа многонациональной России. Особое обучение представителей нерусских национальностей имелось в виду не только в национальных республиках и образованиях, но и местах их компактного проживания в других регионах.

Школьный компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения. Предполагались, по крайней мере, два пути корректировки программ: введение элективных курсов и включение учебного материала с учетом особенностей национального состава учащихся. Так, в Москве некоторые средние учебные заведения, упирая при обязательной подготовке на физико-математические дисциплины, вводили в качестве факультативов предметы, связанные с музыкой и искусством. Другие московские школы (русско-немецкие, еврейские, татарские и пр.) в качестве школьного стандарта предлагали изучение соответствующих национальных языков и культуры.

Сокращение обязательных программ происходило трудно. Во многих средних учебных заведений считали, что такое сокращение отрицательно скажется на общей подготовке учащихся. Медленно внедрялись и трсхком- понентные программы. Если в Москве в 1995/96 учебном году школы в целом перешли на такие программы, то в провинции этот процесс еще продолжался. Например, большинство средних учебных заведений Новосибирска к 1995 г. так и не перешло на новые программы. Одна из главных причин задержки – отсутствие кадров преподавателей, которые могли бы обеспечить диверсификацию образования.

Переход на трехкомпонентные программы привел к ряду отрицательных последствий. Объем программ по обязательным учебным дисциплинам (физика, химия, история и пр.) остался прежним, а количество отводимых на их изучение часов сократилось, что снизило результативность обучения. Согласно региональным стандартам, появились новые обязательные учебные дисциплины, изучение которых заставляло сокращать (порой неоправданно) время на изучение традиционных обязательных дисциплин.

Деление программ средней школы на компоненты в 2008 г. было отменено, но сохранена возможность учитывать в программах национальные и региональные особенности. В 2006–2011 гг. разрабатывались проекты очередного поколения стандартов общего образования.