Программы информационно-консультационной службы

Программы, с которыми приходится иметь дело в своей работе информационно-консультационной службе, весьма разнообразны. Это могут быть программы развития сельской молодежи, программы охраны окружающей среды, маркетинговые программы, программы работы с конкретным клиентом и др.

Значение информационно-консультационной службы в разработке и реализации региональной (местной) программы развития невозможно переоценить. Сотрудники службы сталкиваются по роду своей деятельности с широким кругом клиентов и их проблем, они могут выявить общие для многих сельских товаропроизводителей проблемы и предложить комплексное их решение.

Программа информационно-консультационной службы представляет собой комплекс взаимосвязанных, взаимосогласованных мероприятий (социальных, производственно-технических, организационных, научно-исследовательских и др.), направленных на достижение цели развития, имеющей общественное значение. Цели развития могут быть сформулированы как с точки зрения отдельных социальных групп, местных сообществ, так и отраслей народного хозяйства или территорий.

Программа ИКС (далее – программа) – это, по сути, один из видов целевых программ регионального развития, которые являются основным инструментом государственной региональной политики и играют большую роль в развитии как конкретной местности, так и государства в целом. Поэтому она должна представлять собой, с одной стороны, часть обоснованной долговременной концепции развития региона, учитывающей необходимость достижения некоторого желаемого состояния экономической, социальной и природной среды в данном регионе (местности), с другой – решать конкретные сиюминутные проблемы сельских товаропроизводителей. Хорошая программа позволяет сориентировать всю систему планирования и управления на цели и потребности всей социально-экономической системы путем решения конкретных жизненных проблем конкретных групп сельского населения или товаропроизводителей.

Пример 4.2. Программа 4-Н (название программы включает в себя первые четыре буквы английских слов: Head, Heart, Hands, Health – голова, сердце, руки, здоровье), проводимая уже более 100 лет в США, начиналась как общественное движение, которое затем стало государственной рамочной программой, включающей в себя сотни местных и региональных программ, не перестав быть движением, сохранившим дух своих первых активистов. Ею охвачено почти 7 млн представителей американской молодежи.

Мероприятия, с которых начиналось движение 4-Н (задолго до того как появилась сама программа), проводились спонтанно, как результат добровольной работы многих людей в различных частях Соединенных Штатов, которые были обеспокоены будущим сельской молодежи в конце XIX столетия. В тот период молодые люди не видели для себя перспектив в сельском хозяйстве, не испытывали интереса к сельской жизни и мигрировали в города в поисках рабочих мест. Во многих штатах стихийно возникало множество кружков, клубов по интересам, воскресных сельских школ и других общественных объединений, целью которых было увеличить интерес детей к земле, к фермерству, повысить их образовательный и культурный уровень. В конце 1890-х гг. в штате Иллинойс начались первые занятия для сельской молодежи по основам сельского хозяйства и домоводства при сельскохозяйственной экспериментальной станции штата. В 1901 г. в Огайо начали работу первые сельскохозяйственные клубы для молодежи. Их работу организовывали семьи фермеров, школьные преподаватели, университетские ученые, местное руководство и другие граждане, обеспокоенные складывающейся ситуацией. Они же и были главными действующими лицами.

Движение развивалось под воздействием двух основных факторов. Первый – растущая потребность сельских районов в образовании, которое имело бы прикладной характер. Вторым фактором была потребность в продвижении новых сельскохозяйственных технологий, разрабатываемых на исследовательских станциях государственных land-grant университетов и зачастую с трудом принимаемых местными фермерскими сообществами.

Ответом на эти общественные запросы стало создание в США общенациональной службы экстеншн, одной из главных задач которой и была поддержка указанного движения и объединение разных групп населения. Примерно тогда же возникла идея объединения описанных общественных мероприятий и создания программы 4-Н (тогда она называлась 3-Н: Head, Heart, Hands).

Изначально эта программа имела две основные цели. Первая – личное развитие каждого участника программы. Используя программу 4-Н как средство для достижения своих целей и роста, участники программы получают навыки, которые могут использовать в жизни. Приобретение навыков базируется на положительной самооценке, общении и принятии решений. Молодежь вырабатывает также навыки гражданственности, лидерства, самообучения, учится справляться с проблемами и изменениями в жизненных ситуациях. Вторая цель программы заключалась в объединении действий клубов девочек и клубов мальчиков в единую программу. Сегодня вторая цель фактически достигнута и отошла в прошлое. Зато появились новые цели, мероприятия приобрели впечатляющий общегосударственный и даже международный размах. В настоящее время в рамках программы 4-Н проводится несколько национальных и множество региональных программ, которые реализуются в трех направлениях: "Наука" (Science), "Гражданство" (Citizenship) и "Здоровая жизнь" (Healthy Living)[1].

Разработка программы информационно-консультационной службы – сложная задача, в ее решении принимают участие множество специалистов разного рода. Детальному описанию процедуры подготовки программы посвящены объемистые учебники и монографии. В рамках одной главы учебника невозможно охватить все особенности этой процедуры. Поэтому ниже приводятся только самые необходимые сведения с небольшим количеством примеров, позволяющих обратить внимание на некоторые особенно важные моменты.

В самом общем виде разработка программы проходит следующие этапы: определение и анализ проблемы; постановка цели; оценка существующих ресурсов; определение целевой группы; составление плана мероприятий и способов коммуникации; разработка процедуры мониторинга и оценки результатов программы.

Каждый этап имеет свое значение и особенности. Рассмотрим этапы составления программы информационно-консультационной службы более подробно.

Составление программы информационно-консультационной службы начинается с анализа ситуации, выявления и формулировки проблемы, с которой столкнулись или столкнутся в ближайшем будущем сельские товаропроизводители или люди, проживающие в сельской местности, и решению которой будет посвящена программа.

Анализ ситуации должен начинаться с изучения существующих обстоятельств и проблем интересующей нас группы сельского населения. Те условия, в которых находится эта группа, а именно естественные, экономические, социальные, культурные и политические условия, дополненные природными ресурсами и их использованием, знания и умения членов группы определяют цели развития группы и применяемые меры, начало и методы консультационной работы, требования, направленные на достижение эффективности программы.

При анализе проблемы необходимо воссоздать целостную картину ситуации, в которой проявляется или может проявиться проблема. Это достигается с помощью системного анализа, что выражается прежде всего в рассмотрении объекта исследования как системы. Подразумевается, что свойства системы как целого – не результат суммирования свойств ее компонентов, а именно взаимодействия компонентов. Необходимо выявить и описать элементы внешней среды, в существенной степени влияющие на ситуацию, выявить взаимосвязи между элементами внешней среды и определить степень разнообразия этих элементов.

Проблемы, требующие решения, делят на количественные, качественные и смешанные. Количественными называются проблемы, которые можно решить с помощью строго формальных (математических) процедур. Качественные – это проблемы, свойства и характеристики которых не поддаются формальному, а зачастую и логическому описанию. Нерешенность таких проблем часто связана с их недостаточной изученностью. При решении проблем такого рода обычно применяются эвристические методы, основанные на оценках некоторых характеристик специалистами.

Смешанными называются проблемы, в описании которых встречаются как качественные, так и количественные характеристики.

Количественно-качественные проблемы обладают рядом общих черт: большой размерностью, перспективностью решения, высокой ресурсоемкостью, обширным диапазоном альтернатив достижения целей, неопределенностью временны́х требований; недостаточной ясностью целей и свойств исследуемых систем. Именно с решением подобного рода проблем чаще всего и приходится сталкиваться информационно-консультационной службе при разработке программ.

Процедура формирования программ для решения этих задач в значительной мере носит неформальный характер, по сути, это экспертиза. На данном этапе обычно проводится серия экстраполяционных и целевых (нормативных) прогнозов, синтез которых позволяет очертить границы исследуемых проблем, существенных для их решения задач социально-эколого-экономического развития региона и сформулировать конечную цель программы.

При анализе проблем важно установить и поддерживать контакт с представителями будущей целевой группы, чтобы повысить качество анализа и создать стимулы для дальнейшего сотрудничества в реализации программы. Однако здесь есть свои "подводные камни". Например, А. Ван ден Бан указывает, что сотрудники службы экстеншн склонны общаться с теми сельскими товаропроизводителями, у которых схожие с ними взгляды. Сами же товаропроизводители чаще всего обращаются за помощью по проблемам, по которым у них есть знания, следовательно, тогда, когда они знают, какие вопросы задавать. Кроме того, они больше склонны задавать вопросы о технических проблемах, а не о проблемах по управлению хозяйством, поскольку уверены, что "хороший хозяин" в состоянии решить проблемы по управлению самостоятельно. Потому они часто не в состоянии выявить причину возникновения проблемы и недооценивают ее важность.

Следующим этапом работы является постановка цели, включающая описание желаемой ситуации. На этом этапе необходимо уяснить, почему существующая ситуация отличается от желаемой, не приведет ли самостоятельное развитие существующей ситуации к желаемой цели и каковы возможности реализации изменений с помощью имеющихся материальных и людских ресурсов. Цель должна быть ясно сформулирована, понятна и одобряема сельскими товаропроизводителями или людьми, проживающими в данной местности, которых может прямо или косвенно затронуть реализация новой программы службы.

Необходимо также представлять себе, может ли (и каким образом) достижение цели программы привести к негативным последствиям для людей, оказавшихся, например, за рамками целевой группы.

Убедившись в том, что укачанные сведения получены, приступают к формулировке комплекса целей (задач) программы. На этом этапе конечная цель структурируется, т.е. разбивается на множество подцелей, связанных с решением поставленной проблемы. Методом такой разбивки служит построение дерева целей программы – полного комплекса целей и подцелей, отображающих желаемые функции будущих объектов. На этом этапе устанавливаются целевые нормативы, т.е. количественные характеристики уровней достижения целей программы. Важно, чтобы задачи программы были сформулированы количественно (количественно измеримыми).

Пример 4.3. Рассмотрим краткое описание целей и задач экстеншн-программ.

Допустим, в сельском районе южного региона страны из-за его отдаленности от транспортных сетей, недостатка орошения и использования зерновых как монокультуры существуют сезонные проблемы нехватки продовольствия и низкого уровня доходов населения.

Программа 1. Увеличение интенсивности и объема производства зерновых в районе.

Цель: провести ирригацию и дренирование почвы на площади X га совместными усилиями государственных органов и местных жителей.

Задачи:

1) реконструкция существующей мелиорационной сети;

2) строительство дорог, насосных станций и систем дренажа;

3) выравнивание почвы;

4) выдача кредитов на покупку удобрений, машин и тракторов;

5) посадка деревьев;

6) проведение прикладных научных исследований;

7) распространение их результатов через информационно-консультационную службу.

Программа 2. Создание интегрированной системы защиты от сорняков в ирригационной системе района.

Цель: мотивировать и обучить фермеров эффективному использованию химических и нехимических методов защиты от сорняков.

Задачи:

1) изучение существующей системы защиты растений;

2) выдача кредитов на покупку химических средств защиты, машин и оборудования, необходимых для их применения;

3) проведение обучения;

4) проведение прикладных научных исследований и распространение их результатов через информационно-консультационную службу.

Очевидно, что распределение ресурсов между подцелями программы в рамках всего региона, затруднительно, так как рассмотрение достаточно крупных функциональных целей маскирует территориальные различия с точки зрения важности их достижения. Необходима дополнительная территориальная привязка к подрайонам (т.е. необходимы локальные цели).

Отметим, что на нижнем уровне дерева должна происходить стыковка целей с ресурсами. Очевидно, что чем более дробными являются цели нижнего уровня, тем точнее могут быть характеристики времени и ресурсов, требуемых для их реализации. Знание этих характеристик необходимо для наилучшего распределения ресурсов.

Составление реального и полного дерева целей является сложной задачей, которая может быть выполнена только с привлечением соответствующих экспертов. От полноты и реальности дерева целей в решающей степени зависит качество всей последующей работы по построению программы.

Далее цели ранжируются по относительной важности их реализации, что позволяет на следующем этапе перейти к распределению ресурсов в программе.

Однако до перехода к распределению ресурсов необходимо произвести выбор и анализ целевой группы, т.е. группы населения, на которую будет направлено воздействие. Такой целевой группой могут быть, например, все товаропроизводители данного района или только фермеры, руководители хозяйств, сельская молодежь и т.д. Надо четко указать, почему усилия направлены именно на эту группу. Кроме того, важно знать, можно ли разделить целевую группу на подгруппы и каковы особенности работы с каждой подгруппой.

Анализ целевой группы обычно должен давать ответы на вопросы, каковы образ жизни и методы ведения хозяйства членов целевой группы в данной местности, каковы их знания, навыки и отношение к анализируемым проблемам, в какой ситуации находятся различные подгруппы и отдельные представители целевой группы, какие ресурсы им доступны и каким образом все перечисленное влияет на их поведение.

Для того чтобы принять правильное решение о том, каким образом повлиять на характер принимаемых решений участниками целевой группы, необходимо выяснить, какого рода решения они принимают и кто влияет на принятие этих решений. Соответственно, важно знать, какие коммуникационные каналы используют члены целевой группы в настоящее время и какие они смогут использовать в будущем, может ли информационно-консультационная служба использовать эти каналы, чтобы достичь цели, и можно ли достичь цели, не налаживая тесного контакта с целевой группой.

Следующим этапом разработки программы является формирование вариантов программы и выбор наиболее эффективного из них. При построении программы возникает несколько уровней альтернативности, выделяемых в соответствии с последовательностью решения проблем. При дальнейшей детализации нужно спланировать конкретные мероприятия, потенциально обеспечивающие выполнение программы с заданными конечными показателями.

После выбора наиболее эффективного (по сравнению с альтернативными) варианта программы необходима детализация выбранного варианта. Поскольку программа предназначена для конкретной реализации, ее мероприятия детализируются в соответствии с требованиями системы управления, доводящей конкретные задания до конкретных исполнителей. Мероприятия программы привязываются к определенным промежуточным и окончательным срокам их выполнения, к исполнителям и источникам ресурсов.

В качестве отдельного этапа разработки программы следует выделить формирование организационной структуры управления программой. При этом может быть предложено создание новой организации или дополнительной структуры в рамках существующей организации.

Разрабатывая организационную структуру управления программой информационно-консультационной службы, необходимо иметь в виду, что реализация программы будет максимально успешной только в случае широкого заинтересованного участия в ней членов целевой группы. Поэтому уже на этом этапе необходим правильный выбор содержания, а также форм и методов распространения информации о программе. Соответственно, важно знать, какие коммуникационные каналы, как, когда и почему можно использовать.

Следующим этапом работы является составление перечня мероприятий программы (т.е. описание организационных форм и сроков деятельности по реализации задач программы или составление сетевого графика), который предполагает:

1) составление в хронологическом порядке списка всех событий, необходимых для достижения целей программы;

2) подготовку схемы, в которой события расположены в хронологическом порядке (два или более события могут начаться или закончиться одновременно, и различные мероприятия могут происходить одновременно);

3) определение необходимого времени для выполнения каждого мероприятия после окончания предшествующего мероприятия;

4) определение общего требуемого времени по каждой последовательности или пути мероприятий в сети. В сетевом графике между первым и последним мероприятием может быть несколько "путей" реализации программы. Наиболее продолжительный путь называется "критическим". Он и определяет общую планируемую продолжительность программы и соответственно самую раннюю дату ее завершения.

Программа не должна быть слишком жесткой. Нужно всегда оценивать, может ли программа быть осуществлена в предполагаемые сроки, достаточно ли она гибкая, чтобы ее можно было изменить в случае необходимости.

Необходимо также иметь в виду, что может понадобиться проведение отдельной программы обучения самих сотрудников информационно-консультационной службы, чтобы они смогли выполнять задачи по реализации программы на должном уровне. В этом случае необходимо определить, достаточно ли времени у сотрудников информационно-консультационной службы (как, впрочем, и у всех участников программы), чтобы подготовиться к выполнению задач. Кроме того, следует выяснить, достаточно ли имеющихся средств и людских ресурсов, чтобы провести соответствующую подготовку.

Важно отметить, что организационная структура программы (также как и структура самой информационно-консультационной службы) должна быть построена таким образом, чтобы сельские товаропроизводители могли стать активными участниками разработки программы и реально влиять на принимаемые решения, а также доводить свое мнение непосредственно до ее разработчиков – только тогда можно рассчитывать на успех.

Еще одним важным этапом разработки программы информационно-консультационной службы является разработка задач, форм и методов мониторинга реализации программы. Это подразумевает в первую очередь разработку (установление) каких-либо стандартов (норм, показателей), позволяющих с помощью сопоставления фактически достигнутого уровня с установленными показателями однозначно оценить ход реализации каждого компонента программы.

Методика проведения мониторинга, а также окончательной оценки программы может включать в себя следующие позиции:

• цель и задачи проведения оценки;

• объект исследования и его конкретизация;

• единицы наблюдения;

• единицы учета;

• предмет исследования;

• виды исследований;

• гипотезы исследования;

• предполагаемые методы получения информации (например, анкетирование, опрос, интервьюирование, экспертная оценка и т.д., сгруппированные по времени проведения или по охвату единиц совокупности);

• предполагаемые методы измерения изменения социальных установок (например, шкала самооценок, шкала ранжирования, метод парных сравнений, метод семантического дифференциала и др.);

• предполагаемые методы анализа полученной информации;

• количество исследований и др.

Необходимо отметить, что при оценке программы выделяют три вида результатов: результаты проведенных мероприятий, полученные выгоды, результат выполнения программы. Два из них используются при проведении мониторинга. Например, результаты проведенных мероприятий – "ирригационная система сдана в эксплуатацию в запланированные сроки"; полученные выгоды (промежуточный результат выполнения программы) – "произошло повышение производительности труда на 15%".

Естественно, в первую очередь это важно для закрепления достигнутого успеха, а также для корректировки допущенных ошибок или недоработок. Значит, и здесь необходимо определить, достаточно ли запланированных средств и людских ресурсов, чтобы провести соответствующую корректировку программы.

Наконец, последним этапом составления и реализации программы является окончательная оценка программы, позволяющая определить, насколько достигнуты сформулированные цели и каким образом они достигнуты. Информация об этом может использоваться как для продолжения (расширения) данной программы, так и для разработки стратегии и тактики действий сотрудников информационно-консультационной службы в постпрограммный период, включая разработку новой программы информационно-консультационной службы, направленной на решение других проблем сельских товаропроизводителей.

В тот же период происходит подготовка отчета (что тоже потребует определенных ресурсов и времени).

Для упрощения обзора и представления результатов разработки, а также отчетов по реализации программы полезно составить описание логической схемы программы (см. параграф 8.2).