Прогнозирование денежных потоков компании

При составлении прогноза движения денежных потоков должны быть учтены следующие факторы:

• прогнозируемые объемы продаж с разбивкой по отдельным периодам;

• кредитная политика компании;

• прогноз оттока денежных средств, связанных с операционной деятельностью;

• прогноз динамики кредиторской задолженности;

• величины денежных средств, которые будут переходящими на другие периоды в связи с предоставлением покупателям отсрочки платежа.

Формирование прогноза величины чистого денежного потока позволяет сделать вывод о достаточности денежного потока в перспективном периоде. В случае его недостаточности требуется определить источники краткосрочного финансирования для обеспечения стабильной платежеспособности компании.

К основным направлениям управления денежными потоками относятся:

• сбалансированность входящих и исходящих денежных потоков по объемам;

• синхронизация денежных потоков во времени;

• максимизация чистого денежного потока.

Сбалансированность входящих и исходящих денежных потоков может достигаться в результате роста притока денежных средств или сокращения их оттока. В свою очередь, увеличению притока денежных средств способствуют:

• рост объема продаж продукции компании;

• оптимизация величины дебиторской задолженности;

• сокращение операционного цикла и увеличение оборачиваемости всех видов ресурсов;

• повышение отдачи всех используемых ресурсов;

• продажа имущества, не используемого в хозяйственной деятельности;

• увеличение собственного капитала компании, в том числе на основе дополнительной эмиссии акций;

• привлечение заемного капитала в форме кредитов, размещения облигационных займов и проч.

К сокращению оттока денежных средств могут привести:

• оптимизация запасов товарно-материальных ценностей, в том числе, на основе сокращения их потерь;

• увеличение кредиторской задолженности: с учетом соблюдения требований по сохранению достаточной финансовой устойчивости компании;

• ревизия договорных отношений с контрагентами, нарушающими условия оплаты товаров и услуг компании;

• переход к консервативной дивидендной политике и соответствующего уменьшения дивидендных выплат и проч.

Важный инструмент управления движением денежных средств – построение платежного календаря.

Платежный календарь представляет собой реестр всех ожидаемых в рассматриваемом периоде поступлений и расходов денежных средств.

Основу его построения составляет прямой метол расчета денежных потоков, позволяющий установить на каждую отчетную дату величину остатка денежных средств.

При этом как избыток, так и дефицит денежных средств сопряжены с им соответствующими проблемами. Так, в случае значительного избытка денежных средств возникают потери, вызванные инфляцией и альтернативными издержками. Дефицит денежных средств приводит к осложнению взаимоотношений с контрагентами (поставщиками – в части оплаты поставок, государством – но налогам), возможности появления штрафных санкций и пени за просрочку платежей, ухудшению имиджа компании и др.

Разработка платежного календаря (табл. 7.3) – это эффективное средство предупреждения "кассовых разрывов", т.е. недостаточности денежных средств вследствие неравномерности их поступления и расходования.

Таблица 7.3

Условный фрагмент платежного календаря, тыс. долл.

Показатель

Месяц

Итого

1

2

3

4

5

6

Остаток денежных средств на начало

200

-550

200

950

-300

450

X

Поступления денежных средств

1000

1000

1000

1000

1000

1000

6000

Текущий расход

250

250

250

250

250

250

1500

Закупка сырья, материалов

1500

-

-

2000

-

-

3500

Сальдо поступлений и расхода

-750

750

750

-1250

750

750

1000

Остаток денежных средств на конец

-550

200

950

-300

450

1200

X

Как следует из таблицы, в отдельные месяцы компания испытывает дефицит денежных средств. В связи с этим для сохранения заданного графика закупок компании необходимо изыскать источник пополнения денежных средств в месяцы, когда имеется дефицит денежных средств. Таким источником, к примеру, может быть получение кредита на условиях овердрафта.

Платежный календарь, как это следует из вышесказанного, служит действенным инструментом ужесточения кассовой дисциплины за счет бо́льшего внимания к опокам денежных средств и обоснованности их отвлечения. Кроме того, платежный календарь – первый необходимый шаг к внедрению бюджетирования, позволяющего перейти на качественно новую ступень финансового управления компанией. Для крупных международных компаний, в состав которых входят отдельные предприятия, как правило, создаются централизовано функционирующие казначейства, главными функциями которых являются управление движением денежных потоков и их контроль в масштабе всей компании.