Профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности

Законодательство о противодействии экстремизму представляет собой довольно большую группу нормативных правовых актов, а именно: положения Конституции РФ, УК, КоАП, Закон о прокуратуре, Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности", "Об общественных объединениях", "О средствах массовой информации", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О политических партиях", "Об оперативно-розыскной деятельности"; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие нормативные правовые акты, регулирующие исполнение законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности. Кроме того, необходимо принимать во внимание международные правовые акты, а также постановления КС РФ и ВС РФ, приказы и указания Генпрокурора РФ.

В соответствии с п. 3, 5, 7 Указа Президента РФ от 18.04.1996 № 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется Генпрокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Выбор форм координационной деятельности определяется исходя из конкретной обстановки. Для участия в координационной работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов. С учетом этого прокурорами на местах практикуется проведение координационных совещаний, а также создание постоянно действующих рабочих групп. Например, в Астраханской области действует межведомственная группа, в которую вошли работники прокуратуры, УФСБ России, УВД России, представители территориальных органов Минюста России и налоговой службы. В рамках ее работы происходит обмен информацией о проявлениях экстремизма, мерах, направленных на предупреждение этой деятельности, проводятся семинары с руководителями различных религиозных групп, на которых разъясняются положения законодательства об экстремизме и ответственности за его нарушение. В прокуратуре области создана специальная рабочая группа, разработан план мероприятий по повышению эффективности надзора в этой сфере[1].

Проведение координационного совещания предполагает решение нескольких задач, в том числе: 1) формирование четкой системы субъектов противодействия экстремистской деятельности; 2) выработка конкретных мероприятий, обеспечивающих взаимодействие, согласованность действий всех заинтересованных ведомств; 3) повышение эффективности принимаемых мер антиэкстремистской направленности.

В свою очередь, создание рабочей группы позволяет не только на постоянной основе совершенствовать формы и способы взаимодействия субъектов противодействия экстремизму, но и оперативно решать возникающие на этом пути проблемы.

В силу п. 51.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению России. В свою очередь, согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14, п. 6.1 ч. 1 ст. 15, п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных образований относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма.

Последовательной и целенаправленной работой прокуроров удалось добиться того, что основные профилактические усилия в борьбе с экстремизмом стали концентрироваться на уровне муниципалитетов и региональных органов государственной власти. В настоящее время практически во всех регионах страны разработаны планы мероприятий по профилактике ксенофобии, которые утверждены либо в рамках программ по борьбе с преступностью (республики Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика), либо в виде отдельных целевых программ (Республика Карелия, Нижегородская, Саратовская области). Принимаются комплексные программы по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Программы предусматривают мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения, проявления экстремизма и агрессии в молодежной среде, на профилактику правонарушений среди лиц, проповедующих экстремизм, подготавливающих и замышляющих совершение террористических актов; повышение эффективности системы мониторинга, профилактики терроризма и экстремизма; внедрение в систему образования всех уровней учебных программ по формированию установок толерантного сознания и поведения; создание условий для утверждения принципов толерантности в обществе; развитие организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в социальных группах. Финансирование мероприятий в вышеуказанных программах осуществляется из бюджета субъектов РФ и за счет текущего финансирования исполнителей.

В целях недопущения конфликтных ситуаций на национальной почве органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления принимаются и реализуются программы, направленные на профилактику экстремизма, проводятся культурно-массовые мероприятия (фестивали, выставки, съезды) с участием представителей национальностей, проживающих в субъекте.

При проведении прокурорских проверок необходимо обращать внимание на целесообразность планируемых мер с учетом исчерпывающего мониторинга общественно-политической ситуации в регионе, навыков работы в указанной сфере, а также должного финансового обеспечения, исключив формальный подход к данной работе. Кроме того, важным является вопрос выявления противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих межнациональные и межконфессиональные правоотношения.

В целях реализации органами прокуратуры положений Указа Президента РФ от 11.12.2010 № 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка", организации эффективного взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также во исполнение п. 1.2 приказа Генпрокурора России от 20.12.2010 № 445 "Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 “О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка”" прокуроры субъектов РФ обязаны активно участвовать в разработке комплексных мер по приоритетным направлениям профилактики правонарушений. Основные усилия им необходимо сосредоточить на выработке согласованных решений и координации организационно-практических мероприятий по профилактике преступлений и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также направленных на активизацию борьбы с экстремизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией.