Профессиональные и отраслевые объединения, не являющиеся саморегулируемыми организациями

Помимо СРО регулирование определенного рынка может осуществляться его участниками либо на основании договора между собой, либо с помощью созданного ими профессионального или отраслевого объединения (ассоциации, союза) без официальной регистрации такого объединения в специализированном государственном реестре. Любые ассоциация или союз, не имеющие статуса СРО, могут осуществлять функции СРО, установленные ст. 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".

Одной из организаций, выражающих заинтересованность в реализации функции саморегулирования в агропромышленном комплексе России, является Российский зерновой союз – некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме союза.

Российский зерновой союз объединяет более 550 организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с производством, хранением, очисткой, сушкой, обеззараживанием, переработкой, внутренней и внешней торговлей зерном, хлебопродуктами, комбикормами, определением их качества и сертификацией, а также организацией инфраструктуры зернового рынка.

В составе Российского зернового союза около 70% его членов составляют зернопроизводители и предприятия по хранению и переработке зерна, 18% – операторы рынка зерна, включая инфраструктурные организации. Российским зерновым союзом создано 18 региональных союзов в субъектах РФ, в которых производится свыше 80% всего российского зерна.

Члены Союза обеспечивают около 20–25% производства российского зерна, свыше половины объемов производства муки и комбикормов, 2/3 рыночного оборота зерна и более 95% экспорта зерна и продуктов его переработки [1].

Таким образом, можно отметить, что деятельность членов Российского зернового союза носит четко выраженную экспортно ориентированную направленность.

Согласно п. 1.5 и 3.1 Устава Российского зернового союза основными целями его создания являются координация деятельности участников зернового рынка РФ, а также представление и защита их интересов. В целях реализации названных целей Союз активно взаимодействует с различными органами государственной власти, в том числе с Министерством сельского хозяйства РФ, которое является основным участником в процессе формирования государственной аграрной политики.

Порядок взаимодействия Российского зернового союза, а также других 73 отраслевых союзов и ассоциаций агропромышленного комплекса с указанным Министерством закреплен в Регламенте взаимодействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с союзами (ассоциациями) сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденном Министром сельского хозяйства РФ 24 декабря 2007 г., в соответствии с которым союзы имеют широкий спектр полномочий и вправе принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада и иных документов; участвовать в консультационных и координационных органах, образуемых

Министерством; участвовать в принятии Министерством управленческих решений по формированию государственной аграрной политики; участвовать в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и международного опыта в сфере развития сельского хозяйства; предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной аграрной политики; вырабатывать рекомендации для органов государственной власти; иным образом участвовать в формировании государственной аграрной политики.

Следует отметить, что согласно п. 1.4 упомянутого Регламента в деятельности по формированию и реализации государственной аграрной политики могут участвовать только союзы (ассоциации), в число участников которых входят производители (их объединения), производящие на территории России более чем 2/3 общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказывающие соответствующие услуги. Соответственно, существует риск, что мнение производителей сельскохозяйственной продукции, представляющих малый и средний бизнес, не будет учтено в процессе формирования и реализации соответствующей государственной политики.

Заслуживают внимания и другие отраслевые союзы. В частности, Агропромышленный союз России, некоммерческое объединение юридических лиц "Ассоциация испытателей сельскохозяйственной техники и технологий", национальная ассоциация организаций ветеринарно-биологической промышленности, Российская гильдия пекарей и кондитеров.

Агропромышленный союз России (Росагроиромсоюз) является некоммерческой организацией – общероссийским добровольным объединением, в состав которого входят 70 агропромышленных союзов субъектов РФ, более 20 отраслевых федеральных ассоциаций (союзов), более 40 крупных организаций и агрохолдингов, представляющих все сектора агропромышленного комплекса. В общей сложности Росагропромсоюз объединяет свыше 10 тыс. промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций в большинстве регионов России, в которых занято свыше 25 млн человек как сельского, так и городского населения.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2008 г. № 562-р "О статусе Агропромышленного союза" в целях согласования вопросов, связанных с соблюдением общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Агропромышленный союз России участвует в формировании и реализации государственной аграрной политики.