Профессиональные моральные кодексы

Кодексы профессиональной морали возникают на основе обобщения профессионалами эмпирического опыта своей профессиональной группы: производится отбор специфических моральных обязанностей, закрепляются в качестве норм профессиональной морали те способы решения типичных нравственных проблем, коллизий в профессиональной деятельности, которые позволяют выполнить специалисту свою профессиональную роль и потому получили общественное одобрение. В каждой сфере профессиональной деятельности имеются возможности для злоупотреблений, использования своих профессиональных знаний в узкоэгоистических целях. На основе обобщения профессиональным сообществом типичных ошибок и уловок, позволяющих некоторым профессионалам втайне от непрофессионалов нарушать моральные нормы, формулируются специфические запреты. Профессиональные кодексы представляют собой совокупность моральных обязательств, которые принимает на себя профессиональное сообщество, для того чтобы защитить общество от некомпетентных специалистов, а то и просто мошенников и шарлатанов, как пишет Р. Де Джордж, и таким образом поддержать престиж профессии, доверие к членам профессиональной группы. Уровень требований норм кодекса должен быть выше, чем уровень требований обычных моральных норм и закона, иначе в них не было бы смысла.

Поскольку разоблачить профессионалов могут только профессионалы, обладающие такими же или большими знаниями, знающие возможные ошибки и уловки, которыми склонны пользоваться коллеги по цеху, кодексы должны разрабатываться с участием опытных специалистов высочайшей квалификации. Те же требования и к членам этических комитетов, комиссий, судов чести. Цель кодекса - способствовать выполнению профессионалом своей профессиональной миссии, блокировать искушения использовать профессиональные знания в корыстных целях во вред потребителям профессиональных услуг. Кодексы могут ограничивать и неморальные, но подспудно корыстно мотивированные действия, например, запрещать необоснованное завышение уровня требований к знаниям абитуриентов и соискателей диплома об образовании, которое может ограничить доступ в профессию и конкуренцию внутри профессионального сообщества (и тем самым гарантировать членам профессиональной корпорации сохранение высоких гонораров).

Структура профессиональных моральных кодексов разнообразна и зависит от того, какую роль в профессиональном сообществе они выполняют. Существуют декларативные кодексы, состоящие только из идеалов профессии. Существуют кодексы, включающие только дисциплинарные требования. Большинство кодексов содержат и свод идеалов, и нормы профессиональной морали, и даже некоторые нормы корпоративной морали (например, врач не должен критиковать действия коллег в присутствии пациентов). Некоторые кодексы включают и профессиональный этикет. Наиболее разработанными и осмысленными являются кодексы саморегулирующихся профессиональных сообществ, как, например, ассоциации врачей или адвокатов в США. Эти ассоциации с целью легитимизации своей деятельности берут на себя ответственность за выполнение норм профессиональной морали членами ассоциации, контролируют их исполнение и применяют к нарушителям санкции, вплоть до лишения лицензии на профессиональную деятельность. В США же в рамках профессиональной этики разработаны основные требования к профессиональным кодексам и другим инструментам морального регулирования в профессии.

Кодекс защищает не только население от недобросовестных и злонамеренных профессионалов, но и профессионалов от общества. Как правило, профессиональные нормы превышают и уровень требований корпоративных кодексов, и тот уровень требований, который был бы желателен для руководителей фирм и собственников компаний. Работодатели могут ожидать или даже требовать от специалиста действий, которые запрещены профессиональным кодексом (например, под видом социологического обследования получить информацию о мнениях и настроениях конкретных работников). Кодекс является официальным нормативным документом, к которому могут при необходимости апеллировать члены профессионального цеха: он фиксирует границы моральной ответственности, нравственные обязанности и запреты в профессиональной деятельности. Социолог может не получить объективную информацию и, следовательно, не выполнит свою профессиональную задачу, если не гарантирует респондентам анонимность опроса. Кодекс, таким образом, и обеспечивает условия выполнения профессионалами своей роли, и поддерживает высокие стандарты профессиональной компетентности, и тем самым обеспечивает поддержание высокого социального статуса профессии, и защищает профессионалов от внешнего давления.

Для того чтобы кодекс был не просто декларацией о намерениях, а выполнял свою регулирующую функцию, что особенно важно для саморегулирующихся профессиональных сообществ, он должен отвечать определенным требованиям и поддерживаться соответствующей "инфраструктурой". Р. Т. Де Джордж перечисляет эти требования. В кодексе должны быть четко разделены идеалы, ценности профессии и нормы, поскольку недостижимость идеалов подразумевается, а вот нормы должны быть выполнимыми, их нарушение наказуемо, и они должны быть также известны населению, чтобы оно имело возможность контролировать выполнение профессионалами норм кодекса. Особые требования предъявляются к членам профессиональных групп, которые являются эксклюзивными обладателями труднодоступных знаний и умений. Они, - пишет Де Джордж, - своего рода монополисты: оценить уровень знаний и проверить правильность профессиональных действий, разоблачить злонамеренные поступки могут только такие же или еще более квалифицированные специалисты. Монопольное положение такой профессиональной группы создает предпосылки для всевозможных злоупотреблений: круговой поруки, снижения уровня требований внутри профессии, защиты высоких гонораров и т.д. Поэтому нормативную базу профессиональных кодексов необходимо проверять на ее соответствие интересам общества: кодекс не должен содержать положений, прямо или скрыто допускающих возможности использования профессиональных знаний в корыстных целях профессиональной группы или отдельных ее членов и во вред потребителям услуг. "Тем самым, - пишут В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов, - профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления патерналистских моделей в отношениях между людьми. Поэтому профессиональная этика открывает своеобразное пространство власти для тех, кто лишен властных функций, создавая феномен "власти безвластных" (X. Арендт)".

Нормы и запреты должны быть сформулированы конкретно, точно и честно. В кодексе должны быть перечислены возможные специфические ошибки и не соответствующие моральным критериям методы деятельности, которые запрещены и наказуемы. За нарушение требований кодекса должны быть предусмотрены наказания, вплоть до исключения из состава профессионального сообщества (дисциплинарные меры, порицания, осуждение коллегами, сам факт предъявления обвинений и обсуждения на этической комиссии - уже наказание).

Моральное поведение внутри профессии определяется не только сводами профессиональных моральных норм, но и культурными традициями, институциональной поддержкой права и других социальных норм. Чем детальнее регламентируется профессиональная деятельность законом и чем полнее воплощаются в законах моральные ценности и требования, тем меньше потребность в специальном моральном регулировании профессиональной деятельности. Этот процесс прослеживается в работе А.Г. Рихтера "Правовые основы журналистики", который, однако, показывает, что по причине несовершенства законов и правоприменительной практики, быстро изменяющихся условий деятельности потребность в моральном регулировании профессиональной деятельности никогда не исчезает полностью даже в тех сферах, которые довольно подробно регламентируются законодательно.

Выбор профессии В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов рассматривают не только как одно из важнейших жизненных решений человека (к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни вести и т.д.), но и как акт морального самоопределения: "выбирая профессию, человек выбирает и ее ценностный мир, и ее миссию". В современном динамичном обществе довольно часто изменяются не только сфера занятости, положение работника в сфере труда, ио и переформатируется его профессиональная идентичность. Еще совсем недавно профессия, а нередко и место работы, выбирались, как правило, раз и навсегда. Сейчас профессионал в течение всей своей трудовой жизни вынужден непрерывно заниматься своим образованием, может неоднократно менять и сферу занятости, и место работы, и специализацию, и профессию, а вместе с ними и профессиональную и корпоративную идентичность. На рынке труда возникают новые виды специализированной деятельности, а любая из традиционных профессий (в сфере науки, образования, медицины, юридических услуг и т.д.) может стать бизнесом, если нет на то законодательных ограничений.

Вхождение в бизнес раскалывает профессиональное сообщество, разделяет его на различные группы, которые начинают конкурировать на рынке, бороться за ресурсы, влияние и т.д. В профессиональных корпорациях выделяются субкорпорации, каждая из которых отстаивает свое представление об общественной миссии и о векторе развития профессии. Под давлением организационных ценностей сдает свои позиции профессиональная мораль. Н. Аберкромби, С. Хилл и Б.С. Тернер называют три типа конфликтов, которые возможны между профессиональными и организационными ценностями: "(1) между профессиональной этикой и организационной практикой; (2) между ориентацией индивида на широкое профессиональное сообщество и ожиданиями того, что он или она будет идентифицировать себя с организацией; (3) между профессиональной автономией в работе и бюрократическими контролем и управлением". Все эти изменения не могли не сказаться на положении профессионала. В условиях коммерциализации, усложнения трудовых функций профессионала институционализация требований общества к профессиональным сообществам в форме кодексов профессиональной этики является дополнительным инструментом обеспечения высокого уровня выполнения профессионалами своей социальной роли. А реализация ценностей профессиональной морали в значительно большей мере, чем раньше, начинает зависеть от морального выбора каждого профессионала, его личной нравственной ответственности.