Профессиональные деформации: сущность, профилактика

Освоение индивидом профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре его личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если подобные профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то они рассматриваются как профессиональные деформации (от лат. deformatio – искажение, изменение формы). Чаще всего профессиональные деформации возникают под воздействием психических травм, хронической фрустрации или стресса.

Профессиональные деформации проявляются, как правило, на трех уровнях.

Когнитивный уровень – изменение представлений человека о себе и об окружающем мире, в частности, о других людях; привычка оценивать окружающих по параметрам, связанным с профессиональной деятельностью.

Эмоциональный уровень – изменение эмоциональных реакций на типичные профессиональные ситуации (синдром "сострадательной усталости", синдром эмоционального выгорания)

Поведенческий уровень – изменение форм и способов взаимодействия с окружающими людьми; перенос способов профессионального взаимодействия на ситуации, с профессиональной деятельностью не связанные.

Представители профессии типа "человек – человек", постоянно работающие с людьми, в том числе и социальные педагоги, подвержены опасности профессиональной деформации больше, чем представители профессий, относящихся к типам "человек – техника" и "человек – природа". Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на социального педагога. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный педагог как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по деловому общению и его проблемы, что является небезопасным для психического здоровья. Улаживание труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно меняющиеся внешние условия – все это делает стресс профессиональным состоянием социального педагога. К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относятся и состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения.

Примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается синдром "сострадательной усталости", который выражается в безразличии и депрессии. Как правило, этот профессиональный недуг возникает у тех, кто постоянно имеет дело со страданиями людей.

Помимо профессиональных знаний, умений и навыков, социальный педагог в значительной мере использует ресурсы собственной личности, являясь определенного рода эмоциональным донором. В своей деятельности социальному педагогу часто приходится сталкиваться с негативным "обратным трансфертом"[1], имеющим множество различных проявлений. Например, социальный педагог может испытывать чувство вины в случае суицида клиента. Еще одним примером "обратного трансферта" может служить агрессивность клиента в ходе работы, способная спровоцировать ответную негативную реакцию социального педагога, вызвать у него чувство раздраженности, напряженности, беспокойства и др.

Профессионалам социально-ориентированной сферы деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно профессиональное заболевание, называемое синдромом эмоционального сгорания.

Эмоциональное выгорание – это результат профессиональной деятельности, психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание имеет три основные составляющие:

а) эмоциональную истощенность, т.е. чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

б) деперсонализацию (цинизм). Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для получения помощи, консультации, получения образования и других социальных услуг;

в) редукцию профессиональных достижений, т.е. возникновение у педагогов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Основными признаками эмоционального сгорания являются:

– ощущение эмоционального истощения;

– наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

– негативная самооценка.

Важнейшим принципом предотвращения эмоционального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим социальным педагогом. Психогигиена – это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

В качестве основных можно выделить следующие способы профессиональной психогигиены:

• наличие профессиональных целей;

• овладение умениями и навыками саморегуляции;

• повышение самооценки;

• обмен информацией с коллегами (профессиональное общение);

• эмоционально-личностное общение (общение с людьми, не связанными с профессиональной деятельностью);

• овладение навыками переключения между социальными ролями;

• определение временных границ профессиональной деятельности;

• поиск увлечений, не связанных с профессиональной деятельностью (хобби);

• осознание значимости в своей жизни других ролей;

• забота о своем здоровье, физическом состоянии, внешнем виде.

Таким образом, предупреждение болезненных психических реакций социального педагога в процессе профессионального общения – серьезная задача психогигиены, решаемая через развитие у специалиста социально-педагогической деятельности целого ряда психологических свойств, навыков и умений.

К числу технологий повышения качества социально- педагогической деятельности можно отнести технологии супервизии и групп взаимопомощи.