Профессиональное взаимодействие людей: педагогические умения и навыки

Педагогические аспекты в профессиональном взаимодействии людей связаны с воздействием в виде убеждения и с воспитанием другого человека либо через другого человека многих с ним связанных людей.

В процессе профессионального общения люди реализуют две схемы: субъект-субъектную и субъект-объектную. Первая определяется ориентацией на других, а вторая – ориентацией на себя. Эти две ориентации связаны с отношением человека к самому себе, к миру; со стилем его деятельности и общения. Первый тип, ориентированный на других, характеризуется развитой эмпатией, чувствительностью к мнению других, экстравертированностью, бесконфликтностью, второй тип – безаппеляционпостью, авторитарностью, конфликтностью, непредсказуемостью. Деятельность специалистов, реализующих различные схемы общения, можно подвергнуть психологическому анализу, который даст возможность вычленить личностные факторы, необходимые им и в первом, и во втором случае. Если говорить о человеке, реализующем субъект-субъектную схему общения, то для него характерны такие черты, как ориентация на коллегиальность, сотрудничество, кооперацию, учет мнений сослуживцев, а среди необходимых личностных качеств – легкость и открытость. Разумеется, эти качества воспитываются, в том числе, и в условиях профессионального взаимодействия.

Существенную роль в воспитании членов коллектива играет общественное мнение: его влияние на человека может сделать больше, чем официальные постановления, воздействие руководителя. Общественное мнение членов коллектива – это совокупность оценочных суждений, в которых люди выражают отношение к тем или иным событиям, поступкам, поведению и деятельности не только каждого отдельного человека в коллективе, но и групп людей. Общественное мнение формируется постепенно, противоречиво, но, будучи сформированным, оно представляет довольно мощное средство воздействия на каждого человека.

Феномен лидерства в коллективе

Обычно перед коллективом стоит множество задач, что предполагает наличие разветвленной системы лидерства, которая в определенной степени восполняет некоторые функции руководителя или же дополняет их. Лидер – это тот, кто способен влиять на мотивы поведения окружающих, причем сам он эту способность, скорее всего, не распознает, и она, по-видимому, не поддается тренировке, с этой способностью рождаются, и в процессе соответствующей деятельности она развивается.

Почему так получается: один сказал что-то негромко, и все услышали, позвал – и за ним пошли, а другой – хоть криком изойди – на него никакой реакции? В коллективе функционируют всевозможные мнения, суждения, разговоры. К одним прислушиваются, им следуют или их разделяют, потому что так считает NN, а к другим не проявляют интереса.

Феномен лидерства сложен отчасти и потому, что лидеров в коллективе может быть несколько: эмоциональный лидер; носитель знаний; справедливый; безусловный авторитет в той или иной сфере деятельности; признанный знаток театра или музыки; спортивный организатор; хозяйственный; лучше всех умеющий организовать застолье; тамада и т.д. Лидер всегда в чем-то авторитетен, и этот авторитет признан всеми, с ним нельзя нс считаться. Лидер может действовать в унисон с руководителем, направлять свою энергию на развитие позитивных сторон деятельности коллектива, а может препятствовать им, противодействовать инновациям, "ставить палки в колеса". Так, эмоциональный лидер, воздействующий на настроение большей части коллектива, может развенчать начинания или какие- то решения руководства, выражая смятение, сомнение в их осуществимости и целесообразности, уныние или страх.

Поскольку процесс проявления и выдвижения лидеров стихиен (лидером можно стать и не по своей воле), членам коллектива важно при отстаивании своих идей или внедрении инноваций, прежде чем обращаться за поддержкой к руководству, проверить свои идеи и начинания на тех членах коллектива, которых они считают лидерами в соответствующих видах деятельности. Для этого членам коллектива необходимо обладать определенным минимумом педагогических умений и навыков, чтобы донести свои мысли до других людей, уловить их мнение, откорректировать свои предложения в соответствии с явной или высказанной иносказательно оценкой авторитетного лидера. Стало быть, обладание педагогическими навыками и умениями, такими как умение сформулировать свои предложения, доходчиво и понятно их изложить, убедительность, реактивность, учет состояния собеседника или аудитории, умение воздействовать на партнера по общению своим психофизическим аппаратом и др., является необходимым условием эффективности профессионального взаимодействия. Без педагогических умений и навыков трудно, а подчас и невозможно донести свои идеи, предложения, сомнения до сослуживцев, чтобы быть адекватно ими понятым.