Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание[1]

Профессиональное самоопределение, выбор профессии – один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком. В сущности, это выбор жизненного пути, от которого в определяющей степени зависит выбор судьбы. Выбирая одну из множества профессий, человек тем самым отказывается от других, и может статься, что именно там его призвание и сто судьба. Каким образом не пройти мимо своего предназначения, как не разминуться с той сферой деятельности, где человек может максимально реализовать свой потенциал? В этом смысле профессиональное самоопределение предполагает активный труд самопознания и самовоспитания начиная с детских лет. Критерием в этой деятельности является степень самооценки, ее адекватность применительно к определенной профессии, а точнее – к профессиональной сфере деятельности. Профессиональная самооценка напрямую связана с самооценкой вообще, которая начинает активно формироваться в подростковом возрасте, и здесь чрезвычайно важна и значима педагогическая поддержка. Если человека предоставить самому себе, то тщетно ожидать, что у него проявятся интересы и способности к той профессиональной деятельности, которая станет его судьбой. Ведь эти интересы прежде надо диагностировать, создать человеку условия для проявления своих возможностей. Значит, профессиональные качества, важные для человека и ему присущие, надо не только выявить, по и во многом заложить средствами воспитания, в частности, трудового воспитания.

О важности правильной постановки детского труда в свое время писал Π. П. Блонский: "Если труд плохо поставлен, если он не подчинен определенным воспитательным целям, он в такой же степени портит ребенка как работника. Он в таком случае может укреплять в детях индивидуалистические черты – тщеславие, злорадство, зависть, недоброжелательство, развивать плохие качества работника: небрежность, недобросовестность в работе, привычку делать кое-как, замазывать неудачу, пускать пыль в глаза... Насколько правильно поставленный с педагогической точки зрения труд очень развивает детей, настолько при плохой постановке он портит их"[2]. Полагаем, что сказанное выдающимся ученым о педагогическом значении детского труда вполне можно отнести и к людям более старшего возраста.

Психологические признаки труда

Известный специалист по психологии труда Е. А. Климов рассматривает четыре психологических признака труда, которые необходимо использовать в трудовом воспитании как своего рода программу для экспертной оценки уровня трудовой воспитанности человека.

1. Предвосхищение общественно ценного результата труда, которое предполагает более или менее ясное знание о будущем результате деятельности, более или менее четкое знание о его социальной ценности (кому и насколько от него хорошо или плохо); более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов.

2. Сознание обязанности достижения заданного результата, предполагающее достаточный уровень ответственности и целеустремленности, развитости ума и воли. Таким образом, трудовое воспитание является вместе с тем и нравственно-волевым, и умственным.

В этой связи уместно привести мысль В. А. Сухомлинского, посвятившего трудовому воспитанию множество работ: "Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности "[3].

3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности. Под внешними средствами деятельности обычно понимаются инструменты, технические приспособления и т.п., внутренние средства – это отношение к орудиям труда, к технике, эмоциональные переживания в связи с ними. Климов называет три существенных компонента данного психологического признака труда: гностический (знание средств труда), операторный (владение этими средствами) и аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния, отношения). Если первые два компонента приобретаются в процессе профессионального обучения, то третий – в результате трудового воспитания.

4. Ориентировка в межлюдских производственных отношениях. В трактовке Е. А. Климова это означает, что объекты труда и инструменты, равно как и его условия, организованные и поддерживаемые кем-то, скрывают в себе овеществленные межлюдские отношения. И если человек к этому глух и слеп, его деятельность теряет психологические признаки трудовой деятельности, даже если она протекает на прекрасно организованном рабочем месте. Поэтому формирование взаимосвязи и взаимозависимости человека от товарищей по работе, его ориентировки в системе непосредственных, "живых" и овеществленных межлюдских отношений должны органично включаться в ОГЛАВЛЕНИЕ трудового воспитания. Ведь работник имеет в качестве исходного продукта предмет – механизм, документ, расчет и т.п., в который уже вложен труд других людей. Здесь требуются особая психическая регуляция поведения, особая осторожность, надежность, деликатность, а это все суть необходимые нравственные качества личности, которые формируются в том числе и в процессе трудового воспитания[4].

В детстве и в школьные годы основу педагогической помощи в профессиональном, а стало быть, и в жизненном самоопределении молодежи составляет формирование широкой профессиональной направленности, т.е. определение той сферы деятельности, к которой юный человек расположен более всего; создание условий для того, чтобы ребята по возможности максимально узнали и проверили свои склонности и способности, сформировали резервное профессиональное намерение (или даже несколько); ценили и уважали всякий труд; были готовы к труду домашнему. И разумеется, следует всячески поощрять реальный труд учеников и студентов. Не случайно в Положении о высшем учебном заведении (2008) появилась фраза о возможности для студентов очного отделения совмещать учебу с работой[5]. Главное, чтобы это было не в ущерб учебе, чтобы студенты свою неготовность к семинару, например, не объясняли тем, что они работают. Само же участие в производительном труде должно приветствоваться, потому что человек должен уметь зарабатывать себе деньги, а не стонать и жаловаться на тяготы жизни и "скаредность" родителей.

Тем не менее, еще раз подчеркнем, что основной труд школьников и студентов – это учеба, и задачи трудового воспитания решаются прежде всего в учебном труде. "Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями – это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания", – писал В. А. Сухомлинский[6]. "Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы, годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли"[7].

Созидательные ценности, сформированные в юности и молодости, человек реализует в процессе своей работы. И, конечно, желательно, чтобы в трудовой деятельности проявлялась индивидуальность человека по отношению