Профессиональное образование

Основные направления профессионального образования в первой половине XIX в. были определены экономическими и социально-политическими потребностями развития Российской империи. Широта и разнообразие этих потребностей определили отраслевую направленность профессиональных учебных заведений: технические, сельскохозяйственные, транспортные (морские и речные), коммерческие, медицинские и др. Специфика их организации состояла в том, что изначально инициатива исходила от государства и лишь со второй половины XIX в. – от общественных организаций и частных лиц.

В первой трети XIX в. основную роль играли специальные (профессиональные) классы и дополнительные курсы при учебных заведениях. Уставом гимназий и училищ 1828 г. было разрешено вводить в средней школе преподавание специальных дисциплин: "...но делам, относящимся к торговле, основания коммерческих наук и бухгалтерии, основание механики,... сельское хозяйство и садоводство". Специальные классы и курсы существовали при многих гимназиях и училищах. Централизованной системы профессиональных учебных заведений не существовало, в то же время шло активное распространение разнообразных учебных заведений по всей России: Коммерческое училище (1804), Пробирное училище (1842), Горнозаводская школа (1824), Фельдшерская школа (1831)и др.

Профессиональное образование XIX в. характеризуется тремя тенденциями: созданием специальных высших учебных заведений – Санкт-Петербургский технологический институт (1831), Императорское Московское техническое училище (1832); привлечением средних учебных заведений к решению профессиональных задач – Комиссаровское училище в г. Москве (1865), Иркутское техническое училище (1874), пассивным отношением правитель-

Коммерческое училище в Москве (1806–1918). Арх. Д. И. Жилярди. Фото ок. 1914 г.

ства к созданию собственно низших профессиональных учебных заведений и переносом центра тяжести в решении этой задачи на общественные плечи, например художественно-промышленные школы С. Г. Строганова (1860) и А. Л. Штиглица (1878).

Мундиры профессора и учителя военно-учебных заведений Российской империи (1827–1836)

Важным этапом в развитии профессионального образования является период реформ 60-х – конца 80-х гг. XIX в. Однако для его развития правительство не проявило должной озабоченности, переложив эту заботу на общественную и частную инициативу. Именно эту задачу преследовало положение "О порядке открытия в империи содержимых на частные или общественные средства технических и ремесленных училищ" (1869), которое вплоть 1880-х гг. определяло развитие профессионального образования. Оно получило резкое ускорение, но сохранило стихийность из-за отсутствия единого плана развития профессиональной школы. Со своей стороны, правительство использовало в целях профессиональной подготовки специальные дополнительные классы при реальных училищах, созданных на базе реальных гимназий в 1872 г. – механико-технические, химико-технические, коммерческие. Но в целом общеобразовательная школа в этот период теряет свое значение в профессиональной подготовке.

Одним из наиболее ярких примеров общественного участия в развитии профессионального образования явилась деятельность Русского технического общества (1866), которое обладало правом учреждения "училищ при заводах и фабриках, а также в местностях, населенных фабричными рабочими и ремесленниками". Эти училища могли быть двух разрядов: а) школы и специальные классы – технические, ремесленные, рисовальные и чертежные, по различным отраслям производств с особыми, в случае надобности, учебными мастерскими и б) общеобразовательные школы – с курсом начального общего и элементарного технического обучения. В частности, Обществом были открыты школа десятников по строительному делу (1874), ремесленное училище по механическому дату (1879), школа печатного дела (1884), училище, готовившее слесарей и столяров для санкт-петербургских заводов и фабрик (1896). В целом па средства общественных учреждений и частных лиц было создано более 100 низших и средних учебных заведений такого рода.