Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)

Изучение специфики ППФП должно базироваться на разработке модельных характеристик и программно-методических требований для конкретных специальностей данного учебного заведения, на основании которых должны быть сформулированы основные педагогические задачи – это учебно-тренировочные занятия по годам обучения, состав средств учебных замятий и конкретные упражнения.

Концепция ППФП должна включать в себя следующие основные положения (В. П. Климин, Ю. М. Арестов):

• оценка ведущих факторов физической дееспособности студентов;

• углубленное развитие наиболее значимых двигательных качеств;

• гармонизация различных сторон физической дееспособности с учетом индивидуальных особенностей студентов;

• освоение широкого арсенала средств и методов ППФП с целью развития способностей для самостоятельной тренировки;

• формирование знаний и навыков самооценки физического состояния, его коррекции (при необходимости) в ходе учебных и самостоятельных занятий.

Итак, обобщая обширные данные, представляем примерный перечень основных задач ППФП для технических вузов:

• повышение работоспособности и расширение адаптационных возможностей;

• укрепление мышц брюшного пресса;

• профилактика близорукости;

• развитие силы мышц плечевого пояса, рук, разгибателей спины;

• закаливание;

• развитие координационных способностей;

• повышение гибкости позвоночника и подвижности в суставах;

• развитие силы и быстроты мышц кистей;

• освоение навыков самотренировки, самоконтроля, коррекции собственного физического состояния;

• развитие силовых и скоростно-силовых мышц плечевого пояса, разгибателей спины и туловища;

• тренировка вестибулярного аппарата;

• развитие статической силы и выносливости;

• расширение адаптационных возможностей;

• освоение средств и методов ППФП;

• освоение средств и методов самоконтроля, освоение средств и методов самостоятельных тренировок;

• изучение и освоение правил техники безопасности;

• улучшение осанки;

• развитие и поддержание работоспособности;

• индивидуальная силовая тренировка;

• тонизирующая тренировка.

Например, А. Е. Матвеев и Т. С. Морозова описывают несколько иные, обобщенные задачи ППФП финансово-экономических специальностей:

1) достижение необходимого уровня физической подготовленности и укрепления здоровья как необходимого фундамента для развития специальной работоспособности;

2) воспитание профессионально важных для избранной профессии физических и психических качеств и способностей;

3) формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми условиями профессиональной двигательной деятельности, отражающих ее специфические особенности);

4) повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда (гипокинезия, высокая и низкая температура, ее перепады, высота, вибрация, шум, действие токсических веществ и др.);

5) профилактика типичных профессиональных заболеваний, вызываемых спецификой трудовой деятельности;

6) получение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применение приобретенных умений и навыков в трудовой деятельности.

Главной же задачей ППФП является формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студента, позволяющей целенаправленно, грамотно и эффективно использовать средства, методы и приемы физической культуры в профессиональной деятельности.

В. П. Климин, Ю. М. Арестов предлагают примерный перечень квалификационных характеристик физического развития и физической подготовленности выпускников технических вузов гражданской авиации различных специальностей, по которым можно будет в дальнейшем разработать модельные характеристики ППФП студентов.

Физическое развитие: слабое, среднее и хорошее.

Физическая подготовленность: высокая (средняя или слабая) работоспособность; высокие (средние или слабые) координационные способности; тонкая (средняя или грубая) дифференцировка мышечных усилий; хорошая (средняя или слабая) общесиловая подготовленность; высокие (средние или низкие) показатели силы и выносливости мышц рук, кистей, плечевого пояса; тонкая (грубая) дифференцировка мышечных усилий пальцев рук; высокая (средняя или слабая) работоспособность цилиарных мышц глаз; хорошие (средние или слабые) скоростные качества; высокоточная двигательная реакция; крепкое (слабое) или достаточное развитие мышц брюшного пресса; средние (низкие или высокие) скоростные качества; хорошая (или недостаточная) подвижность позвоночного столба и других суставов; высокая (средняя или низкая) вестибулярная устойчивость; повышенные или пониженные адаптационные возможности, способствующие преодолению неблагоприятных погодных условий и освоению сложных трудовых операций; высокая (средняя или низкая) психологическая устойчивость при напряженной тонко координированной мышечной деятельности; повышенные (пониженные) адаптационные возможности, способствующие преодолению неблагоприятных электромагнитных колебаний.

Исходя из этих и, возможно, некоторых других показателей, определяются модельные характеристики студентов различных специальностей и на этой основе разрабатываются системы контроля и объективной оценки физических возможностей студентов, позволяющие эффективно управлять процессом физического совершенствования студентов, гармонизируя различные компоненты их физического развития и двигательного потенциала.

В исследованиях Р. Т. Раевского, посвященных ППФП студентов технических вузов, разработана программа методов и средств, которая может применяться студентами для проверки и оценки своей профессионально-прикладной психофизической подготовленности (табл. 9.5). Более того, эту программу можно применять в управлении тренировочным процессом, поскольку она дает весьма достаточную информацию обо всех сторонах и компонентах подготовки, о динамике состояния организма и подготовленности спортсмена.

Таблица 9.5

Методы и средства изучения профессионально-прикладной психофизической подготовленности (по Р. Т. Раевскому)

Объект изучения

Методы

Используемые средства

Профессионально важные двигательные навыки

Регистрация и анализ параметров действий

Фото- и киноаппаратура, видеомагнитофоны и т.п.

Функциональное состояние ЦНС

Рефлексометрия, электроэнцефалография. Изучение устойчивости внимания, памяти

Рефлектометры, электроэнцефалографы.

Корректурные пробы, тесты на запоминание

Сердечно-сосудистая

система

Пульсометрия, сфигмоманометрия.

Электрокардиография, радиопульсометрия и радиоэлектрокардиография. Функциональные пробы

Пульсотахометр типа ПТ-2, аппарат Рива-Роччи, измеритель артериального давления (ИАД-1). Электрокардиографы, радиотелеэлсктрокардиограф ТЭК-1, "Спорт-1", "Спорт-4". Комбинированная проба Летунова, тест Руфье, 20 приседаний за 30 с и др.

Дыхательная система

Спирометрия.

Пневмотахометрия.

Определение легочной вентиляции.

Дыхательные пробы

Спирометры, пневмотахометры.

Мешок Дугласа и газовые часы.

Проба Штанге, Генчи, Розенталя, Шафранского

Функции зрительного анализатора

Исследование остроты зрения.

Таблицы, адаптометр АДМ-1, специальные проекторы.

Таблицы Рабкина, аномалоскоп.

Определение границы поля зрения

Параметры

Функции слухового анализатора

Определение порога слышимости. Проверка разборчивости речи

Аудиометры. Речевые аудиометры

Функции тактильного анализатора

Эстезиометрия

Циркуль Вебера, эстезиометр

Функции двигательного аппарата

Эргография.

Динамометрия.

Электромиография.

Треморометрия

Эргографы. Динамометры. Электромиографы. Треморометр, электротреморометр

Функции вестибулярного аппарата

Вестибулярные

пробы

Проба Ромберга, Яроцкого и др.

Функции системы терморегуляции

Измерение температуры кожи. Измерение степени потоотделения по изменению кожного сопротивления

Электротермометры.

Устройства для измерения кожного сопротивления

Физическая работоспособность

Пробы со ступеньками, тредбаном, велоэргометром

Гарвардский степ-тест, велоэргометрический тест PWC 170

Профессиональная

работоспособность

Изучение в динамике рабочего дня изменений технико-экономических и психофизиологических показателей (продолжительности рабочих операций, времени реакции, внимания, оперативного мышления, ЧСС, артериального давления и др.)

Хронометраж, рефлектометры, корректурные пробы, лабиринтные игры, пульсотахометры ИАД-1 и др.

Сила и силовая выносливость

Динамометрия

Пружинный динамометр системы Абалакова

Сенсомоторные реакции (простые и сложные)

Рефлексометрия

Рефлектометры разных типов, универсальные хронорефлексометры

Быстрота движений

Изменение времени максимально быстрого заданного движения ручным и автоматическим способами

Пружинный электро- и электронный секундомеры, фотоэлектронное устройство и т.д.

Координация движений

Координометрия

Суппорт крестовый, координометр

Гибкость

Гониометрия

Гониометры (угломеры)

Функции внимания

Тахископия, корректурные пробы

Тахистоскопы, тесты Бурдона, кольца Ландольта, таблицы Шульте – Платонова

Психологическая совместимость

Измерение хода совместной работы

Кибернометр Роже-Лембера, гомеостат Горбова

Общая выносливость, ловкость, равновесие, вестибулярная устойчивость, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, решительность, смелость, стойкость и другие физические качества

Выполнение на результат заданий, требующих проявления исследуемого качества. Наблюдения и самонаблюдения за проявлением качества. Метод обобщения независимых характеристик, другие методы

Различные регистрирующие устройства и т.д.

Фото- и киноаппаратура, видеомагнитофоны.

Карта самонаблюдений и др.

Опираясь на собственные исследования, С. Ю. Тюленков предложил, на наш взгляд, интересную классификацию профессионально важных качеств (ПВК) в финансово-экономических специальностях (табл. 9.6).

Таблица 9.6

Состав и уровень значимости профессионально важных качеств (ПВК) специалиста финансово-экономического профиля

Профессионально важные качества

Ранг значимости по основным направлениям

юрист

экономист

управляющий

Физические

Выносливость

Общая

7

6

8

Статическая

5

7

6

Динамическая

6

5

6

Сила

6

5

6

Быстрота

6

5

6

Психологические возможности

Интеллектуальные способности

Словесно-логические

8

6

7

Вычислительные

6

8

7

Пространственные

4

4

4

Оперативные

5

5

7

Быстрота мышления

5

4

5

Социально-психологические качества

Нормативность

8

8

8

Исполнительность

6

7

6

Организаторские способности

4

3

8

Коммуникабельность

7

4

8

Черты характера

Добросовестность, надежность

6

7

6

Психофизиологические резервы

Зрение

Острота зрения

5

5

4

Глазомер

3

3

4

Зрительно-моторная реакция

5

4

5

Слухомоторная реакция

5

4

5

Устойчивость систем

Сердечно-сосудистая

7

5

7

Нервная

7

5

8

Функциональная

5

4

7

Познавательные функции мозга

Память

Вербальная

8

8

8

Зрительная

5

7

5

Слуховая

3

3

6

Двигательная

3

3

4

Объем

8

7

8

Внимание

Концентрация

6

8

6

Переключение

6

3

7

Объем

3

4

8

Заканчивая раздел о ППФП, считаем нужным отметить важность исследований, представленных в учебном пособии А. Е. Матвеева и Т. С. Морозовой, в котором детально рассмотрены вопросы организации ППФП в вузе, методики составления профессиограммы на примере финансово-экономических специальностей. Следовательно, специалисты по ППФП могут найти для себя в учебном пособии материал, имеющий большое практическое значение.

Профессиональная деятельность инженеров всех специальностей предъявляет высокие требования к их физической дееспособности. От эффективности физической подготовки в ходе обучения в учебных заведениях зависит не только достигнутый уровень физической подготовленности, но и в значительной мере определяется дальнейшая работоспособность техников и инженеров в процессе их трудовой деятельности.

Авторами разработан и систематизирован практический материал по развитию профессионально важных физических качеств. Предлагаемые упражнения направлены на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Содержится большое количество упражнений с гантелями, гирями, штангой, с гимнастическими палками, набивными мячами и с весом партнера. Упражнения ценны тем, что они распределены по степени нарастающей трудности и могут выполняться как индивидуально, так и большими группами студентов.