Профессиональная ориентация

Профессиональное развитие личности включает несколько этапов, среди которых важное место занимает процесс выбора профессии. Он представляет собой часть жизненного пути человека, процесс принятия ряда решений, определяющих его дальнейшую профессиональную судьбу. Процесс выбора профессии – это всегда критический момент в жизни личности, и он требует определенной психологической поддержки. Такую поддержку и призвана осуществлять система профориентационной работы.

Под профориентацией понимается научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда.

Основные задачи профориентации условно делят на две группы: перспективные и ближайшие.

Конечными целями профориентации являются:

• установление оптимального соответствия между личностью и профессией;

• упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.

Достижение указанных целей будет способствовать повышению экономической эффективности профессиональной деятельности, удовлетворенности человека своим трудом и сокращением энергетических ресурсов личности при овладении профессией.

Конкретные ближайшие цели профориентации выражаются в рациональном использовании живого труда, улучшении качественного состава работников; в сохранении здоровья молодежи путем выявления медицинских противопоказаний и корректировки профессиональных планов; выявлении и развитии интересов и способностей личности, наиболее соответствующих будущей профессиональной сфере.

Формы профессиональной ориентации

Как научно обоснованная система мероприятий профориентация включает ряд специфических по своему содержанию и целям форм.

Профессиональное просвещение имеет своей целью выработку у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы профессионального просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

Профессиональная информация представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляются данной профессией к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным особенностям и уровню общеобразовательной и специальной подготовки. Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и активно-воспитательную функцию. Поэтому в ряде случаев важное место занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.

Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке способствует формированию активного отношения к проблемам своевременного выбора профессии, к активизации у молодежи стремления осуществить свой выбор.

В процессе работы государственных и частных предприятий, вузов наиболее широкое распространение получили такие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней открытых дверей, выступления в средствах массовой информации представителей различных профессий, создание и показ фильмов и рекламных роликов по телевидению. Широкая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет.

Вместе с тем, эффективность проведения просветительской работы зависит от качества и формы подачи информации. Во избежание ошибок в этом виде работы необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации. Информация должна быть:

• всесторонней. В сводке знаний о профессии необходимо обратить внимание на все стороны профессиональной жизни, особое внимание – на перспективы роста в данной профессиональной сфере;

• достоверной. Сведения о профессиях должны быть получены из надежных источников, которыми могут быть печатные издания, сведения, полученные от профессионалов, данные психологического анализа деятельности и т. п.;

• объективной. Необходимо давать реальную картину профессии со всеми ее достоинствами и трудностями. Недопустимым является излишнее рекламирование тех или иных сторон, приписывание профессии несуществующих достоинств.

При организации профессиональной информации необходимо учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии воспринимается разными людьми по-разному. Причем есть характеристики профессии, которые являются относительно стабильными и не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы. Это, в основном, ОГЛАВЛЕНИЕ профессии, ее социально-экономическая сторона, требования, предъявляемые к профессионально важным качествам человека. Характеристики же условий материальной среды, системы стимулирования, особенностей взаимоотношений в каждой конкретной организации имеют свою специфику. У молодежи, пришедшей на работу, наблюдается отождествление представлений о профессии с конкретным местом работы. Отрицательное отношение работника к какой-нибудь одной характеристике (взаимоотношениям с руководством) может привести к переносу отрицательного отношения на всю профессию в целом.

Профессиональная консультация предполагает систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной деятельности. Основной целью профконсультации является исследование психологических и психофизиологических особенностей личности, особенностей ее поведения в различных условиях. Профессиональная консультация выполняет ряд функций, которые, с одной стороны, являются отражением основной ее цели, а с другой – указывают основные направления ее деятельности.

Выделяют три основных функции профессиональной консультации:

информационную, предполагающую сообщение школьнику информации о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов;

диагностическую – обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии;

коррекционную, заключающуюся в рекомендации оптанту (человеку, выбирающему профессию) соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней, а также коррекции профессиональных планов в случае рассогласования требований профессии и особенностей личности.

Конкретная работа профконсультанта с личностью проводится индивидуально и включает ряд обязательных этапов.

Коммуникативный этап предполагает установление контакта с оптантом, формирование у него положительного отношения к процессу консультирования. Эффективность данного этапа зависит, с одной стороны, от установок школьников, пришедших на консультирование, и, с другой стороны, от коммуникативных умений и степени психологического такта консультанта.

Психодиагностический этап профконсультационной работы – этап, когда делается основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:

• мотивационная сфера личности, где дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их ОГЛАВЛЕНИЕ, глубина и устойчивость;

• способности субъекта и особенности личности. Устанавливается уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей;

• подготовленность личности. Оценке подвергаются знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроизводству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;

• самооценка и особенности формирования профессиональных планов. В данном случае определяются реальность самооценки, ОГЛАВЛЕНИЕ и обоснованность жизненных планов, степень самостоятельности в их построении.

Коррекционный этап предполагает работу с оптантом в плане нахождения ему профессиональной сферы в соответствии с особенностями его личности. Основным моментом данного этапа является соблюдение принципа активности, согласно которому решение о выборе профессии должно приниматься самим оптантом, а задача консультанта – подвести его к этому. В целях более эффективного соотнесения требований профессии с личностными особенностями и ориентации оптанта в мире профессий на этом этапе широко используются классификации профессий.

Классификация профессий является важным этапом профконсультационной и профориентационной работы но следующим причинам:

• позволяет систематизировать информацию о мире профессий и наметить основные пути ориентации в нем;

• показывает историю и основные направления их развития, что создает почву для конструирования новых профессий и специальностей;

• позволяет практическому работнику существенно минимизировать затраты на профессиональное консультирование. Например, в случае несоответствия между желаниями или возможностями оптанта и выбранной им профессией психолог может рекомендовать ему родственную профессию, не проводя вновь психодиагностического обследования.

Существует огромное количество классификаций профессий, созданных для различных целей и применяемых в разных областях науки и практики. Не все они с одинаковой степенью эффективности подходят для профориентационной работы. Данное обстоятельство, прежде всего, зависит от соблюдения основных принципов, положенных в основу их построения. Все принципы построения классификаций профессий подразделяют на две группы: общие и специфические. К общим относятся принципы, соблюдение которых обязательно для построения любой классификации, независимо от ее предмета и назначения. Это принципы: единства критериев, многоаспектности классификации, многомерности классификации, иерархичности.

Принцип единства критериев предполагает разделение профессий на отдельные группы на основе одних и тех же критериев. Нарушением этого принципа будет, например, деление профессий на две группы: социальные и профессии с повышенной степенью ответственности.

Принцип многоаспектности классификации подразумевает наличие нескольких критериев, на основе которых происходит деление профессий на отдельные группы. Это позволит сделать классификацию более многосторонней и разнообразной, раскрывающей многие стороны профессиональной деятельности.

Принцип многомерности классификации заключается в том, что любая классификация, в том числе и профессий, должна основываться не просто на учете нескольких признаков, но на их взаимосочетании. Профессиональные группы в этом случае будут отличаться по степени его выраженности.

Принцип иерархичности предполагает выделение основных параметров, по которым будет производиться классификация профессий, и дополнительных признаков и характеристик, позволяющих дифференцировать профессии внутри выделенных групп.

Группа специфических принципов включает принципы, которые непосредственно относятся к построению классификации профессий. Это принципы: генетический, научнопсихологической обоснованности, единства производственно-технической и психологической характеристик профессий, антропоцентричности.

Генетический принцип предполагает учет исторически сложившегося разделения труда, путей развития различных профессий для установления родства между ними и их близости в отношении определенных особенностей деятельности.

Принцип научно-психологической обоснованности состоит в том, что любая классификация профессий должна, прежде всего, основываться на психологическом анализе деятельности. Он необходим для выделения оснований классификации и разделения профессий на группы в соответствие с выбранными критериями. Несоблюдение этого принципа делает разрабатываемые классификации умозрительными и не пригодными для практических целей.

Принцип единства производственно-технической и психологической характеристики профессий позволяет преодолеть различие между особенностями деятельности и особенностями личности работника в процессе построения классификации. Недостатком многих известных группировок профессий является абсолютизация либо производственной стороны, либо психологических особенностей личности, что делает практическое использование таких классификаций крайне затруднительным. Построение классификации следует начинать с непсихологических критериев, а уже внутри групп выделять подгруппы в зависимости от их психологического содержания.

Принцип антропоцентричности предполагает учет возможностей индивидуального приспособления личности к требованиям профессии, возможностей преобразования личностью предметного оснащения трудовой деятельности как в рамках субъектно-объектных, так и субъектно-субъектных отношений.

Классификация Е.А. Климова предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда. Группы, выделенные по указанным признакам, построены по типу ярусов.

Первый ярус составляют пять типов профессий, выделяемых по предмету труда:

биономические (человек – живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, микробиолог, ветеринар ит. д.);

технономические (человек-техника (неживая природа)). Предметом труда в данной группе являются технические объекты, вещества, материалы. Примерами такого рода профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог общественного питания и т. п.;

социономические (человек-человек). Предметом труда в данной группе являются отдельные индивиды или группы людей (парикмахер, врач, учитель, психолог, продавец и т.п.);

сигнономические (человек-знак). Представители данной группы имеют дело со знаками, цифрами, символами, формулами, естественными и искусственными языками (чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер, редактор издательств);

артономические (человек-художественный образ). Представители этой профессиональной группы имеют дело с фактами художественного отображения действительности (художник, архитектор, настройщик музыкальных инструментов, актер театра ит. п.).

При отнесении той или иной профессии к одной из указанных групп необходимо учитывать, что границы между группами весьма прозрачные и невозможно включить такое многомерное явление, как профессия, в одну группу.

В пределах каждого типа профессий выделяют классы по цели деятельности, что составляет второй ярус классификации. По данному признаку автор предлагает три класса профессии:

гностические, основная цель которых в распознавании объектов, их классификации: дегустатор, сортировщик фруктов (человек-природа); контролер ОТК, пирометрист (человек-техника); врач-рентгенолог, судебный эксперт (социономические профессии) и т. д.;

преобразующие, целью которых является изменение состояния объекта: агроном и зоотехник (человек-природа); токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек-техника); учитель, тренер, экскурсовод (человек-человек) ит, д.;

изыскательские, предполагающие отыскание новой информации или способов выполнения деятельности: летчик- наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь (человек-природа); инженер-конструктор, раскройщик верха обуви (человек-техника); художник-дизайнер, композитор (человек-художественный образ).

По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда (третий ярус классификации).

К вещественным орудиям относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. С вещественными орудиями труда имеют дело профессии:

• ручного труда (слесарь, картограф, художник);

• машинно-ручного труда, имеющие дело с механизированными средствами или станками, с машинами с ручным управлением (машинист экскаватора, шофер, токарь, врач- стоматолог);

• связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением и т, п.).

Невещественные (функциональные) орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия (жест, мимика, интонация), так и внутренние, психологические средства труда (мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).

По условиям труда (четвертый ярус) выделяют следующие группы профессий:

• в условиях, близких к бытовым (лаборант, бухгалтер, продавец и т. д.);

• в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном, инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог, каменщик и т. п.);

• в необычных условиях: на высоте, иод водой, под землей, при пониженных и повышенных температурах и т. п. (пожарный, водолаз, монтажник-высотник);

• в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей и материальные ценности (судья, хирург, воспитатель детского сада).

Предложенная классификация является рабочей и применяется в практике профессионального консультирования.

Вместе с тем, не все ее основания с одинаковой долей эффективности используются в этой работе. Как правило, практики в большей степени обращают внимание на первый ярус. Причиной этого является слабая проработанность содержания классификации внутри остальных трех ярусов и их увязки между собой. Это, прежде всего, касается профессий субъект-субъектного плана и творческих областей, хотя попытки такого анализа имеются.

Одной из наиболее распространенных за рубежом является классификация сфер деятельности, предлагающая шесть типов профессиональной среды, с которой взаимодействует работник. Это профессии: реалистические, исследовательские, социальные, конвенциональные, предпринимательские, художественного типа.

Реалистические профессии подразумевают получение некоторого конкретного результата труда, часто в виде материального продукта. Выполнение трудовых заданий не требует наличия высокого уровня интеллекта, а предполагает, прежде всего, сформированность перцептивных и психомоторных навыков: для некоторых профессий нужны значительная физическая сила, ловкость и выносливость. К этой группе относятся рабочие профессии фабрично-заводского производства, профессии сельскохозяйственного труда, строительные специальности и т. д.

Исследовательские профессии связаны с отысканием новых фактов и способов решения проблем. Данная группа предъявляет высокие требования к интеллектуальным способностям человека, его творческому потенциалу; в нее традиционно включают профессии науки.

Социальные профессии имеют своей целью оказание помощи людям. В отличие от предыдущей группы, представители так называемых "помогающих" профессий решают проблему не за счет своих высоких интеллектуальных способностей, а за счет хорошо развитых коммуникативных и эмоциональных навыков. В данную группу входят профессии социальной работы, сферы здравоохранения, образования, юриспруденции.

Конвенциональные профессии также ориентированы на выполнение конкретных, четко поставленных целей. Функциональная сторона деятельности отличается высокой степенью алгоритмизации и конкретностью. Представители данной сферы обычно работают по указаниям вышестоящих работников и должны обладать такими характеристиками, как аккуратность, педантичность, склонность к подчинению, хорошей памятью и вниманием. В эту группу профессий входят секретари-машинистки, профессии бухгалтерской сферы.

Предпринимательские профессии ставят своей целью управление людьми и их организацию. Ее представители имеют высокую степень свободы в постановке целей и выборе их путей достижения. ОГЛАВЛЕНИЕ труда не предъявляет высоких требований к интеллектуальному потенциалу человека, но ориентирует его на демонстрацию высокого уровня организаторских способностей, доминирования, хороших коммуникативных навыков. Сюда относят профессии сферы управления, а также некоторых представителей так называемых свободных профессий, например журналистов.

Профессии художественного типа также имеют дело с расплывчатыми и неопределенными целями, связанными с созданием художественного образа. ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности данной группы профессий предъявляет требования к таким характеристикам человека, как творческие способности, эмоциональные качества, оригинальность. Некоторые из них предъявляют повышенные требования к психомоторным и перцептивным характеристикам. К этой группе традиционно относят представителей сферы искусства.

Предложенная классификация широко используется в западной профессиональной психодиагностике для создания тестов на профессиональные интересы и выделение профессиональных типов личности.

Обязательные этапы проведения профессиональной консультации могут наполняться конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм в зависимости от специфики профконсультационной ситуации. Таких ситуаций может быть великое множество, однако выделяют несколько их типов, в зависимости от степени сформированности профессионального плана, выраженности склонностей и способностей личности и их соответствия первому.

1. У оптанта есть конкретный профессиональный план, который соответствует ярко выраженным склонностям и способностям. В этом случае консультант лишь подтверждает правильность профессиональных намерений субъекта.

2. У оптанта есть конкретный профессиональный план, который не соответствует либо склонностям, либо способностям субъекта. В этом случае устанавливаются причины несоответствия и проводится корректировка плана.

3. У оптанта отсутствуют ярко выраженные склонности, хотя профессиональный план может быть довольно отчетливым. В этом случае может быть готовность оптанта к определенному виду деятельности, и, в зависимости от мотивации выбора, план может либо одобряться, либо корректироваться.

4. У оптанта нет четко сформированного профессионального плана при наличии выраженных склонностей и способностей. При этом возможны ситуации:

• наличие нескольких (чаще всего двух) альтернативных вариантов. В данной ситуации выясняется степень обоснованности каждого из них и осуществляется выбор наиболее предпочтительного;

• оптант имеет представление о некотором идеале профессии, но затрудняется в выборе конкретной профессиональной области. В данной ситуации происходит конкретизация общего генерализованного представления в соответствии с желаниями личности.

5. У оптанта отсутствует профессиональный план, выраженные склонности и способности к какой-либо сфере профессиональной деятельности. В этом случае проводится всестороннее психодиагностическое обследование, и построение плана первоначально идет с использованием принципа "воронки" – на основе чисто эмоциональных предпочтений оптанта. После выработки некоторого профессионального решения с оптантом проводится работа по созданию более обоснованной мотивационной базы выбора профессии.

Эффективность профессионального консультирования зависит от соблюдения консультантом ряда этических принципов, уровня его профессиональной подготовки и наличия некоторых профессионально важных качеств.