Профессиональная идентичность

Это результат профессионального самоопределения индивида, осознающего профессию как призвание, отождествление себя со своим Делом, ощущающим себя представителем профессионального сообщества. Профессиональная идентичность служит показателем профессионализма.

Профессия — это определенная деятельность, которая влияет на образ жизни, круг знакомств, характер человека. Это также отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, разделяющих между собой ценности и смыслы как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг нее. Поэтому профессиональная идентичность связана не только с выполнением той роли, которая формируется в ходе выполнения деятельности, но также с пониманием своего места в обществе, специфики своего профессионального сообщества.

Профессиональная идентичность, с одной стороны, является феноменом личностного самосознания, с другой — связана с определенным групповым членством (профессиональная группа, коллектив, организация). Профессиональная идентичность обладает свойствами социальной идентичности: в ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с людьми, подобными себе, а именно представителями его профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или с самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития (самоопределение в социальной группе). Социальное поведение индивида и формы его взаимодействия определяются социальной структурой. Общение и контакты обусловлены границами социальных групп. Это означает, что обсуждение социальных вопросов происходит преимущественно в пределах одной группы и интенсивность контактов между разными группами обратно пропорциональна статусной дистанции между ее членами. Таким образом, социальное взаимодействие отдельных людей должно быть понято на основе такого рода социальной структуры, предполагающей определенное оценивание людей. Член социальной группы имеет общее представление о таких оценках в отношении себя и других и стремится соблюдать правила поведения своей группы. В результате все формы социального поведения внутри или вне группы базируются на знании этих оценок.

Восприятие человека человеком и социальное взаимодействие всегда содержат компонент оценки. Индивид оценивает других и себя самого, но его тоже оценивают окружающие. Такая оценка играет решающую роль в идентификации себя, формировании понятия "я", образа "я", самооценки. Если человек считает себя членом группы, то для его характеристики используются две совокупности признаков: признаки, присущие конкретно данному человеку, и признаки, присущие группе, к которой он принадлежит. Качества самого человека, врожденные или приобретенные, характеризуют его личностную идентификацию; качества группы говорят о его социальной идентификации. Профессиональная идентичность выступает в качестве внутренней схемы, в которой отражаются представления человека о том, каким он должен быть, что уметь делать и как вести себя в профессиональном сообществе для того, чтобы эффективно реализовать себя в профессии.

Проблема идентичности осложняется тем фактом, что в современном мобильном мире человек вынужден менять профессию, коме того, он должен успеть приспособиться к появляющимся новым критериям качества подготовки специалистов, в итоге — преуспеть в деле могут только те, кто подстроится под все возникающие новые требования. В этом смысле когда говорят о кризисе идентичности, имеют в виду размывание культурных и социальных рамок, а также мобильность и динамичность современного мира.