Профессиональная деформация личности юриста и пути ее предупреждения

Термин "деформация" используется для обозначения различных изменений и явлений внешнего мира, а также изменений психических процессов, состояний, свойств и качеств личности под воздействием среды, в которой осуществляется деятельность (например, под влиянием профессии).

Деятельность юриста нс является в этом отношении исключением, ибо способствует развитию как положительных (высокие нравственные начала, выдержка, спокойствие, дисциплинированность, умение найти подход к людям и установить с ними контакт, широкий кругозор и т.д.), так и отрицательных (равнодушие к людям, их судьбам, переживаниям, интересам, излишняя подозрительность, грубость, карьеризм и др.) качеств.

Причины профессиональной деформации юриста классифицируются на объективные и субъективные.

Объективные – наличие властных полномочий и элементов принуждения; детальная правовая регламентация; постоянное общение с обвиняемыми (подозреваемыми), недобросовестными потерпевшими и свидетелями (дающими заведомо ложные показания или отказывающимися отдачи показаний); дефицит времени и перегрузки; ложная корпоративность, приводящая к защите "чести мундира" в ущерб общественным интересам; частое возникновение остроконфликтных ситуаций; противодействие заинтересованных лиц; психические и физические перегрузки; недостатки в организации управления юридической деятельностью, неблагоприятные бытовые условия и др.

Субъективные – переутомление, низкий профессиональный уровень, завышенная самооценка, растерянность, отсутствие умения и навыков контролировать свое поведение, позиция собственной исключительности, карьеризм, отсутствие самокритичности, "эмоциональное" выгорание, пассивность при исполнении служебных обязанностей, скептическое отношение к таким нравственным понятиям, как честь, долг, совесть, неподсудность и др.

Психологи и юристы (А. Р. Ратинов, В. А. Васильев, А. В. Дулов, И. Н. Сорокотягин, З. Я. Яншина и др.) выявили основные мотивы и факторы, способствующие профессиональной деформации юриста.

Основные мотивы:

• руководствуется правильной целью – изобличить и наказать преступника, но забывает, что для достижения цели не все средства хороши;

• ориентируется на одно правило – максимально использовать свою власть над людьми;

• неверно понимает чувство долга и интересы службы;

• требования профессии и должности являются второстепенными.

Факторы, оказывающие негативное влияние на юриста;

• недостаточность юридических гарантий, защищающих юриста;

• несовершенство уголовно-процессуального законодательства;

• "уравниловка" в оплате труда;

• отсутствие экономических стимулов;

• слабый подбор и расстановка кадров;

• низкий уровень профессиональных знаний;

• грубость и неуравновешенность руководителей;

• низкий самоконтроль;

• излишняя самоуверенность и др.

Успех предупреждения профессиональной деформации юриста зависит от знаний структуры профессиональной деформации. Структура подразделяется на открытую (видимую) и скрытую (невидимую).

Основными элементами открытой структуры являются:

• пренебрежение нормами служебной этики;

• отсутствие самокритичности;

• чрезмерная подозрительность;

• обвинительный уклон;

• упоение властью;

• отсутствие гуманности;

• злоупотребление спиртными напитками;

• убежденность во вседозволенности;

• отсутствие культуры речи, поведения, общения;

• злоупотребление жаргоном преступного мира;

• неаккуратность, неприятный внешний вид, неряшливость.

К скрытым элементам структуры профессиональной деформации относятся:

• нравственное обеднение юриста;

• фиктивное создание благополучия в работе;

• взяточничество;

• укрывательство преступлений;

• ложное понимание интересов службы;

• неверное понимание престижа;

• сращивание с преступной средой и др.

Профессия юриста (следователя, сотрудника полиции,

адвоката и др.) требует внимательного исследования причин профессиональной деформации и разработки мер по их предупреждению.

Причинами деформации следователя являются:

а) стресс, вызванный неудачами в расследовании преступлений, перегрузкой в работе, боязнью критики и др.;

б) качества следователя: тип нервной деятельности, знания, опыт, коммуникативность, гуманность и др.;

в) фрустрация (крушение планов, провалы, неудачи, и др.) способствует возникновению агрессивности, депрессии, безынициативности, утрате трудолюбия, усидчивости, целеустремленности, решительности и др.;

г) сочетание элементов власти и опасности. Опасность порождает чувства страха, тревоги и др. Власть устраняет чувство опасности для следователя, но порождает чувство всевластия (превышение властных полномочий).

Один из наиболее опасных видов профессиональной деформации – чрезмерная подозрительность. Следователь утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого, усматривая в любом упущении злой умысел, во всяком заподозренном – преступника. Излишняя подозрительность и предвзятость приводят к разного рода служебным недочетам, например, к одностороннему ведению расследования, когда следователь собирает только факты, показывающие негативные стороны личности, или судья выносит необоснованно суровый приговор, не соответствующий содеянному.

Обвинительный уклон становится причиной того, что юрист игнорирует требование закона о собирании как уличающих, так и оправдывающих, как отягчающих, так и смягчающих вину доказательств.

Неумение планировать свое время приводит к торопливости либо, наоборот, к волоките.

Результатом профессиональной деформации могут быть изменения психофизиологических и характерологических качеств следователя. Он становится вспыльчивым, раздражительным, несдержанным и т.д. Но профессиональная деформация – не обязательный признак юридической деятельности, ее появление можно предупредить. Здесь важную роль играет система профессионально-психологической подготовки, процессуально регламентированного контроля, правильная организация труда, умелое чередование труда и отдыха, общение с людьми неюридических профессий и т.д.

Особого внимания заслуживает профессионально-психологическая подготовка работников правосудия к действиям в сложных условиях. Существуют, например, общественные модели полицейской деятельности и т.п.

Сотрудникам полиции чаще других приходится непосредственно сталкиваться со сложными и особо сложными ситуациями. На службу в полицию ежегодно приходит много молодежи: выпускников юридических вузов, иных учебных заведений, а также демобилизованных военнослужащих. Всем им, разумеется, не хватает личного опыта полицейской работы, тем более в сложных условиях.

Профессиональная адаптация к условиям правоохранительной деятельности чаще всего осуществляется путем проб и ошибок, что, однако, не может способствовать эффективной подготовке юриста (следователя, прокурора, судьи, адвоката и др.). Поэтому очевидна необходимость активного внедрения методов и приемов профессионально-психологической подготовки. Данные опросов практических работников и собственные наблюдения автора свидетельствуют о наличии определенных факторов, сдерживающих использование этих методов. Например, сотрудники, ответственные за профессиональную подготовку работников, считают, что "по старинке" проще и спокойнее учить и проверять готовность. У практиков имеются обоснованные претензии к качеству разработки нормативной базы спецподготовки. Кроме того, совершенно отсутствует обучение методике проведения учебных занятий в системе служебной подготовки в правоохранительных органах.

Но аналогичные затруднения были успешно преодолены в других сферах практической деятельности. К примеру, накоплен значительный опыт применения активных методов и приемов профессионально-психологической подготовки спортсменов, летчиков, космонавтов, таможенников, пограничников, десантников и т.д. Несомненно, обучение юристов не должно составлять исключения. Однако при подготовке юристов акцент до сих пор делается на знания и "некоторые" навыки. На практике же от них сразу требуется умение применять свои знания и навыки, владеть собой и т.д., что не менее важно, нежели сугубо теоретические сведения.

Активные методы и приемы профессионально-психологической подготовки работников правосудия помогают установить рабочие взаимосвязи между изучаемыми предметами (уголовным правом, уголовным процессом и криминалистикой, правовой психологией, судебной психиатрией и др.), взаимозависимость обучения, тренировок, закалки и воспитания.

Практика значительно опережает теоретическую, методическую и нормативную оснащенность профессиональнопсихологической подготовки юристов. В условиях крупных городов с успехом проводились, например, эксперименты, при которых воссоздавались вполне реальные ситуации, показывающие опасность лихачества (водителей, пешеходов). Оборудованы автодромы и "огневые комплексы" для проведения практических занятий по психологической и иной спецподготовке. Постоянно совершенствуются нормативы и правила для занятий физической, тактической и другой подготовкой.

Деятельность юриста носит в основном интеллектуальный характер, однако служба в правоохранительных органах, особенно в полиции, предъявляет определенные требования и к физическому состоянию, психическому здоровью сотрудников. Причем это относится не только к деятельности работников оперативно-розыскных аппаратов и административной службы, но также следствия, экспертизы и пр. Профессионально-психологическая и физическая подготовка позволяет юристу выдержать различные воздействия неблагоприятной обстановки.

Конечно, просчитать все возможные ситуации нельзя, но есть виды правоохранительной деятельности, которые вполне поддаются прогнозированию. В целом задача и схема профессионально-психологической подготовки сводится к тому, чтобы в каждом правоохранительном органе (особенно в полиции, ИУ, прокуратуре) была обеспечена необходимая надежность деятельности работников (субъектов), например дежурного состава, а также объектов – связи, транспорта, освещения, криминалистической техники и пр.

В настоящее время психологическая практика и теория признают метод ситуационных упражнений наиболее эффективным для профессионально-психологической подготовки, а наблюдение за действиями лиц в реальных и приближенных к реальным условиях – самым действенным способом контроля (что не исключает, а, напротив, предполагает и самоконтроль).

В зависимости от источника возникновения напряженности и возможных затрат психических и физических сил сложные и особо сложные ситуации можно подразделить следующим образом.

1. Противоправное использование источника повышенной опасности или неосторожное обращение с ним (оружие, взрывчатые, ядовитые и другие сильнодействующие вещества, транспортные и иные механизмы, некоторые животные и даже микроорганизмы). Такого рода ситуации могут возникнуть на производстве, в быту, спорте и т.д.

2. Совершение отдельных одиночных, групповых общественно опасных деяний (преступления, связанные с использованием источника повышенной опасности). Условия для их совершения складываются иногда при задержании вооруженных лиц, правонарушителей-угонщиков, при излишней концентрации людей в каких-либо местах (посадки и высадки на транспорте и пр.).

3. Действие природных, стихийных и им подобных сил, которые закон характеризует как "условия общественного бедствия". Эти силы и условия подвергают суровой проверке всех, но от работников правоохранительных органов тут всегда требуется нечто большее, ибо от их действий порой зависят жизнь и здоровье многих людей.

4. Введение в отдельной местности или на всей территории страны особого (чрезвычайного) положенияпредвоенного или военного. Работники правоохранительных органов (как, впрочем, и любых других) должны практически отрабатывать необходимые действия, для чего требуется более или менее реальные условия, а не трудности, создаваемые только на словах либо на картах.

Во многих источниках информации, особенно в ведомственных документах, имеются самые различные описания сложных и особо сложных ситуаций, умелых (или не очень) действий соответствующих работников, но, как правило, без должного психологического анализа, без профессионально- психологического "диагноза" ситуаций и действий. Это очень затрудняет использование такого ценного материала для научных и учебно-практических целей.

Вместе с тем практика показывает, что в определенных видах деятельности ("нормальной" и "экстремальной") имеется набор типичных "ситуаций опасности", а также "выстраданные практикой" правила безопасности, перечень профилактических и иных мер. Эти обобщенные правила, запреты и типичные ситуации используются, например, в дежурных частях полиции, пожарной охраны, скорой медицинской помощи и т.д. Но разрабатывают их прежде всего для решения тактических, организационно-штатных задач, а не в интересах профессионально-психологической подготовки и проверки подлинной готовности работников правосудия.

Упавший авиалайнер, горящее торфяное болото или высотное здание, сорвавшийся с тормозов автопоезд, пьяный с детонатором в руках... Казалось бы, между ними нет ничего общего. Однако любую сложную ситуацию, как правило, отличают неожиданность, реальная (повышенная) опасность, сложность и неясность. С этими особенностями сложных ситуаций связана и специфика деятельности работников правоохранительных органов. С обязательным учетом именно таких особенностей практической работы организуется и проводится профессионально-психологическая подготовка юристов.

В психологической и другой литературе обоснованно признается, что личность, группа, коллектив и его руководители в критических ситуациях проявляют себя наиболее ярко. По в повседневной практике нередко бытует противоположное мнение: положительные и отрицательные поступки в критические моменты оцениваются как нетипичные для человека, группы или коллектива. Заблаговременные "нивелировка" поступков и "амнистирование" проступков вряд ли приемлемы, особенно в такой ответственной сфере деятельности, как юриспруденция.

Хотя вопрос этот трудный, но с точки зрения профессионально-психологической подготовки факты умелых (или неумелых) действий в сложной обстановке всегда следует рассматривать как самый объективный показатель подлинной готовности к ней конкретных работников, группы или коллектива. Для достижения неслучайного успеха при работе в сложной обстановке требуется, чтобы и в повседневной деятельности юристов типично сложное стало закономерностью, типично опасное – более или менее привычным.

Работника правосудия нетрудно ознакомить с понятием "бдительность", научить говорить об этом правильные слова. Но в действительности от него требуется иное: уметь практически быть бдительным в соответствующей обстановке. А этому научить и научиться гораздо сложнее как профессионально, так и психологически.

Правомерность решений и действий юриста в любой обстановке – очень важный нравственно-психологический фактор. В критические моменты юрист должен быть уверен, что является необходимым "инструментом" справедливого дела, только тогда он может быть максимально, до самоотверженности активным.

В относительно несложных и очевидных ситуациях, когда юрист сам воспринимает и правильно понимает обстановку, он достаточно самостоятелен в своих решениях и действиях, полностью несет за них ответственность. В ситуациях повышенной сложности и пониженной очевидности, когда работник непосредственно, лично не воспринимает необходимую информацию, но получает приказ действовать как исполнитель, ответственность ложится не на него. Конечно, исключение составляют исполнение явно незаконного приказа или неисполнение, грубое нарушение приказа законного.

В сложной обстановке особенно важна профессионально-психологическая подготовленность руководителя. Быть руководителем психологически всегда сложнее, чем исполнителем, тем более в критических обстоятельствах. Хороший руководитель – большая социальная и социально-психологическая ценность, и прежде всего для подчиненных. В трудных условиях его авторитет служит для них дополнительной профессионально-психологической и нравственной опорой. Психологическая неграмотность, неустойчивость, недостаток профессионализма у руководителя в критические моменты могут привести к неоправданным промахам.

Сверхсильные раздражители (катастрофы, землетрясения и т.п.) на некоторое время могут парализовать активность и нормальную деятельность даже подготовленного человека. Тренировки не в состоянии полностью исключить возможность временного потрясения, возникновения чувств страха и неуверенности. Помочь здесь может только личный опыт пребывания в подобных условиях и проверенные методы снижения чрезмерной напряженности (аутотренинг и др.)•

Критическая обстановка, как правило, понижает эффективность влияния руководителя на людей, если он апеллирует только к их сознательности и другим сугубо интеллектуальным качествам. Они безусловно очень важны, но в такой обстановке целесообразнее воздействовать на эмоционально-волевую сферу как на своеобразный пусковой механизм, побуждающий человека к действиям либо тормозящий их. Сотрудникам правоохранительных органов необходимы целенаправленные тренировки различных эмоционально- волевых состояний. Иначе (особенно при недостаточности личного опыта поведения, внутреннего и даже внешнего самообладания в эмоциогенных ситуациях) последствия могут быть совершенно непредсказуемыми.

Весьма осложняет любую обстановку присутствие множества людей. При опросах практические работники отмечали, что страх "опозориться" в глазах присутствующих превалировал над всеми остальными чувствами. Присутствие зрителей оказывает сильное психологическое воздействие даже на подготовленных сотрудников. Слишком большая и оттого как бы анонимная, сильно подверженная психическому влиянию масса людей потенциально способна на многие неожиданности, порой опасные. Достаточно оказаться в толпе хотя бы одному запаниковавшему или сознательно провоцирующему панику человеку, как опасность для всех значительно возрастает. Вследствие этого (и потому, что посторонние вообще затрудняют работу) сложилось общее правило: ограничить или совсем исключить присутствие посторонних при производстве большинства следственных действий. Однако это не всегда возможно, а иногда и нецелесообразно. Вывод опять тот же: нужны подготовленные сотрудники, на которых "зрители" нс оказывают значительного отрицательного воздействия.

В критические моменты у сотрудников правоохранительных органов должно реально проявляться стремление прийти на помощь нуждающемуся в том человеку и фактическое умение квалифицированно ее оказывать.

Усложнение обстановки, если не принять профилактических мер, может вызвать активизацию антиобщественного поведения определенной категории лиц: мелких правонарушителей, рецидивистов и даже подростков, которые в силу недостатка положительного воздействия легко поддаются отрицательному, а также людей, имеющих болезненные отклонения в психике. Подобные лица или не выдерживают напряженной обстановки, или по-своему пытаются ею воспользоваться. Сотрудники правоохранительных органов должны быть профессионально и психологически подготовленными к этому. В такой ситуации необходимо полностью владеть инициативой и буквально навязывать неустойчивым личностям правопослушное поведение.

Анализ практики, документов и литературы показывает, что имеются некоторые общеметодические "заповеди" профессионально-психологической подготовки, а именно:

• успешным действиям в самой сложной обстановке нужно и можно научиться, но систематически и в условиях, максимально приближенных к реальным;

• возможный страх ("боязнь первого шага", "страх ошибки" и пр.) надо предвидеть и уметь его преодолевать;

• основные усилия при действиях в реальных условиях следует направлять на сплочение действующих групп и коллективов;

• в интересах профессионально-психологической подготовки юристов нельзя пренебрегать опытом.

Руководители правоохранительных органов лично отвечают за профессиональную и профессионально-психологическую готовность своих работников. Они должны иметь полное представление об основных "узких местах" и психологических трудностях в работе и при необходимости оказывать помощь менее подготовленным сотрудникам.

В учебных или реальных более или менее сложных ситуациях действуют своего рода обязательные правила- минимумы относительно того, что необходимо сделать и что вообще недопустимо. Нельзя, например, стоять перед входной дверью, если за ней может находиться вооруженный преступник, нельзя "спускать глаз" с некоторых лиц при задержании, обыске и т.д. О психологической проблеме "зрителей" уже упоминалось, но иногда юристу приходится обращаться к окружающим за содействием. И обоснованное обращение сотрудника правоохранительных органов помогает преодолеть психологический барьер тем очевидцам, которые действительно готовы помочь, тогда как просто любопытные скорее всего уйдут.

Оказанная помощь может даже послужить профилактикой возможной провокации или неправильного истолкования каких-то действий юриста. Работники полиции имеют право задержать в административном порядке очевидца, если он не сообщает о себе установочных данных или заведомо лжет.

Работники правоохранительных органов, деятельность которых осложнена значительными перегрузками, нуждаются в психологической разгрузке, о чем должны позаботится руководители, общественные организации при содействии специалистов. Желательно создать с этой целью специальную комнату психологической разгрузки – чистое изолированное помещение, соответствующим образом оборудованное, с кондиционируемым воздухом, насыщенное ионами и некоторыми запахами (мяты, комнатного лимона, герани), обставленное удобными креслами, оснащенное индивидуальными и групповыми средствами для прослушивания фонограмм и просмотра качественных цветных слайдов. На фонограммах предпочтительны высококачественные записи негромких звуков и шумов (леса, воды, пения птиц), не исключаются и специально подобранные музыкальные произведения (сюита А. И. Хачатуряна из музыки к драме Μ. Ю. Лермонтова "Маскарад", "Американец в Париже" Дж. Гершвина, "Лунная соната" Л. ван Бетховена, "Лунный свет" К. Дебюсси, "Аве Мария" Ф. Шуберта и пр.).

Оборудованное таким образом помещение довольно легко превратить в комнату для интенсивной психологической разрядки работников, хотя в принципе объединять эти помещения нецелесообразно, как нельзя их использовать и для других видов занятий (политзанятий, производства процессуальных действий). В комнатах психологической разгрузки вполне уместны элементарные средства и приборы для физических упражнений и т.д.

Поскольку работа юристов тесно связана с преступлениям и, а последние зачастую совершаются в ночное время, то и сотрудникам правоохранительных органов приходится приспосабливаться к ненормированному рабочему дню. Значит, целесообразно заранее обучать юристов умелым и быстрым действиям в условиях ограниченной видимости. Для профессионально-психологической подготовки здесь не требуется больших организационных и тем более материально-технических затрат. В служебных помещениях довольно просто создать "ночные условия" и днем; кроме того, можно в учебном плане предусмотреть дни работы по "перевернутому" графику. Хороший результат дает использование приборов, убедительно воспроизводящих реальные ситуации, звуки, цвет, запахи, движение и пр. А если в комнате умело расположить несколько зеркал, то без тренировки из помещения достаточно сложно найти выход. Видео- и аудиозаписи, фрагменты фильмов, музыкальные произведения, слайды специфического содержания оказывают воздействие уже не успокаивающее, а "встряхивающее", организующее (без достаточного опыта и тренировки оно может оказаться и дезорганизующим).

Опыты показывают, например, что организму человека на привыкание к "ночному варианту" работы требуется около четырех суток. Для адаптации зрения также необходимо определенное время: полное привыкание к темноте происходит через 30–40 мин., к яркому свету после непродолжительного пребывания в темноте – 2–3 мин. Обоняние же, напротив, с течением времени притупляется. Только в первые секунды человек способен уловить слабый запах чего-то специфичного (газа, к примеру), а через несколько минут он перестает ощущать даже весьма неприятные запахи (трупные и т.д.). Еще быстрее, через 50–60 с., обоняние почти перестает фиксировать резко пахнущие вещества (бензина и пр.). Для юристов все это имеет существенное значение не только в связи с профессионально-психологической подготовкой (которая не есть самоцель), но главным образом при работе на местах происшествий.

Давно замечены взаимовлияние, взаимозависимость позы и внутреннего психического состояния: внимания, тревоги, смущения, робости, страха, раздумья, покоя и т.д. Но, пожалуй, самыми информативными в этом плане являются лицо, глаза и руки, особенно кисти. Взрослый человек способен произвольно регулировать свои внешние и внутренние "позы", но такая регуляция требует существенных усилий, специальных знаний, умений, навыков и тренировки, что в полной мере относится и к юристам. Им профессионально важно уметь себя правильно вести, что называется, "держать себя в руках".

О профессионально-психологической подготовленности человека многое может сказать его внешний вид, в том числе одежда, обувь и др. Костюму юрист должен уделять определенное внимание, избегая неуместных на службе (в прокуратуре, суде и т.д.) нарядов и украшений.

Огромная роль в процессе профессионально-психологической подготовки отводится критике, самокритике и самодисциплине. Юрист должен уметь владеть собой, организовывать свое поведение, не допускать конфликтов. Очень важно также самовоспитание, цель которого – постоянная борьба со своими недостатками и формирование положительных свойств. Основные формы самовоспитания – самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль.

Таким образом, предупреждение профессиональной деформации юриста возможно при:

а) разработке рекомендаций по нейтрализации действия негативных психологических факторов с целью обеспечения социальной защищенности юриста;

б) выявлении закономерностей и результатов воздействия угрозы ответственности, служебной критики и иных негативных влияний на инициативность и интеллектуальный уровень лиц, принимающих решения;

в) соблюдении психологических основ профессиональной критики, достигающей цели без отрицательных последствий для дела;

г) использовании психологических возможностей противостоять вертикальному и горизонтальному давлению;

д) знании приемов достижения профессионально полезного уровня комфортности и некомфортности.