Профессиональная деформация государственных служащих как разновидность служебных аномалий на государственной службе, пути ее определения и преодоления

Законодательством Российской Федерации закреплен правовой механизм образования, развития и защиты гражданского общества в России, которое является основой для формирования государственной службы

России на принципах профессионализма, компетентности, инициативности, честности и преданности делу.

На сегодняшний день комплектация органов государственной власти в России профессиональными и, что особенно важно, психически устойчивыми как к внутренним, так и к внешним проблемам государственными служащими требует значительного внимания. Особенности и результативность взаимодействия между людьми в значительной степени зависят от того, как они воспринимают, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение друг друга, оценивают возможности как других участников общения, так и свои собственные. В определенных условиях умение "понимать людей" играет важную роль, особенно когда речь идет о деятельности в особых условиях, например о работе со спецконтингентом (осужденными) в местах лишения свободы, взаимодействии с руководством и подчиненными при решении государственно значимых вопросов в условиях государственной службы и пр. Все это требует от государственных служащих немалых психологических усилий, наличия определенных коммуникативных умений, навыков, знания механизмов преодоления конфликтов[1].

По нашему мнению, успех профессиональной деятельности государственных служащих будет определяться отношением, восприятием друг друга и граждан как потребителей оказываемых государственными органами услуг. Человек в качестве объекта познания, как и любой объект действительности, вызывает у людей, с которыми он контактирует, определенное отношение. Но из-за того, что человек способен активно влиять на ход общения, на результаты взаимодействия с другими, он своим поведением сильнейшим образом влияет на отношение к нему окружающих. В свою очередь, стереотипы и установки этих людей, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, обусловливают конкретное впечатление, которое этот человек у каждого из нас вызывает. Лица, для которых работа с людьми является профессиональным делом, должны уметь раскрывать индивидуальные характеристики каждого из объектов взаимодействия, выбирать оптимальные способы поведения но отношению к ним. Это является одним из самых главных условий успеха их деятельности[2].

Общепризнано, что эффективность профессиональной деятельности государственных служащих во многом зависит от их профессиональной компетентности и психологической пригодности. Поэтому в психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам государственных органов. В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе и устойчивость к неблагоприятному влиянию профессиональной среды.

Одна из основных целей социально-психологической адаптации в профессиональной сфере – это избежание профессиональной деформации сотрудников. Сущность профессиональной деформации заключается в том, что под влиянием исполнения профессиональной роли у человека изменяются те или другие свойства личности, возникает профессиональный тип личности, который проявляется и вне профессиональной сферы.

Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное воспитывающее влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, в углублении интересов, в творчестве и т.п. Например, работники правоохранительных органов могут очень тонко замечать признаки противоправного поведения людей.

Мнение специалиста

По мнению специалистов, деформация государственных служащих характеризуется:

– вступлением в запрещенные контакты с клиентами – потребителями государственных услуг, что провоцирует развитие коррупции:

– установлением внеслужебных связей, запрещенных инструкциями;

– аморальным бытовым поведением;

– искаженным пониманием целей и задач деятельности;

– неадекватным выбором средств и способов решения служебных задач;

– отношением к профессиональной деформации как к неизбежному злу, с которым приходится мириться;

– стериотипизацией восприятия социального окружения;

– ухудшением морально-психологического климата в коллективе сотрудников;

– снижением потребностей в интеллектуальном, духовном, образовательном и культурном развитии;

– ухудшением стиля служебных взаимоотношений и многими другими проявлениями[3].

При этом не можем не отметить, что морально-психологический уровень государственных служащих в настоящий момент все еще снижен. Это проявляется в увеличении количества нарушений дисциплины, нередки случаи злоупотребления служебным положением.

Профессиональная деформация заключается в негативных изменениях и нарушениях в структуре личности государственных служащих, возникающих в ходе выполнения ими служебных обязанностей. Профессиональная деформация государственных служащих зачастую заключается в следующих факторах.

• Гипертрофия профессионально важных качеств: внимательность превращается в подозрительность, уверенность – в самоуверенность, требовательность – в придирчивость, пунктуальность – в педантизм.

• Актуализация и развитие отрицательных качеств, таких как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность[4].

Среди комплекса мероприятий по профилактике профессиональнонравственной деформации и предупреждению нарушений законности в деятельности государственных служащих предлагается выделить следующие.

• Создание в коллективах здорового морально-психологического климата, доброжелательного отношения руководства к сотрудникам.

• Информированность сотрудников о проблеме профессиональной деформации, выработка навыков критического самоанализа служебной деятельности.

• Периодические переосвидетельствования сотрудников на наличие профессиональной деформации и предрасположенность к ней, внесение по его результатам изменений в ОГЛАВЛЕНИЕ служебной деятельности, включая и переход на другую работу.

• Постоянный контроль поведения сотрудников, склонных к употреблению спиртных напитков на службе и в быту, формирование в коллективе атмосферы нетерпимости к лицам, злоупотребляющих спиртными напитками.

• Внедрение системы проверок моральных и профессиональных качеств сотрудников всех категорий.

• Повышение уровня профессиональной подготовки персонала.

• Контроль правовой и социальной защиты государственных служащих, улучшение условий их труда, быта и отдыха[5].

На государственную службу возложена задача по осуществлению единой государственной политики. Отдельно следует отметить, что государственные служащие в ходе реализации своих профессиональных полномочий обязаны уважать достоинство человека, проявлять к нему гуманное отношение. Уважение достоинства и гуманное отношение к человеку и гражданину со стороны государственного служащего является той базой, на которой основываются соображения относительно механизма постоянного собственного внутреннего контроля служащего и принятия им взвешенных решений.

Наличие властных полномочий ставит государственных служащих в особое положение. Они действуют от имени государства, их действия поддерживает авторитет и принудительная сила власти, возможность применения санкций. Умение пользоваться властью – важнейшее профессиональное требование для государственных служащих. Правомерность и целесообразность использования власти зависит от личных качеств сотрудников. Ни сочувствие, ни возмущение нс должны влиять на объективность выводов. Своеобразной особенностью профессиональной деятельности государственных служащих является сохранение служебной тайны.

Большое значение в служебном взаимодействии приобретают личностные требования, которые сотрудники предъявляют к коллегам по совместной работе. Процесс взаимодействия, его успешность в определенной мере зависят от того, насколько конкретный сотрудник соответствует образу требований другого, предъявляемого как к деятельности, так и к личности человека, занимающего определенную должность. Сам процесс контакта связан с взаимным психологическим влиянием сотрудников друг на друга, с оценкой их результативности и с корректировкой дальнейшего поведения.

С учетом вышеизложенного можно сказать, что предупреждение профессиональной деформации, повышение профессионального и личностного уровня государственных служащих является залогом предупреждения служебных аномалий в рамках государственной службы.