Проектное финансирование

Под проектным финансированием понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующихся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств служат доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек.

Особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В отличие от традиционной кредитной сделки может быть осуществлено рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.

Проектное финансирование характеризуется широким составом кредиторов, что обусловливает возможность организовать консорциумы, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные кредитные институты: банки-агенты. В качестве источников финансирования могут привлекаться средства международных финансовых рынков, специализированных агентств экспортных кредитов, финансовых, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, долгосрочные кредиты МБРР, МФК, ЕБРР. Крупные банки, занимающиеся финансированием инвестиционных проектов, имеют специализированные подразделения для организации, контроля и анализа реализации проектов.

Среди используемых зарубежными банками моделей проектного финансирования можно выделить несколько схем.

Схема финансирования под будущие поставки продукции часто используется при осуществлении нефтяных, газовых и других сырьевых проектов. Ее относят к формам финансирования с ограниченным регрессом на заемщика, подкрепляемым контрактами, в которых предусматриваются безусловные обязательства покупателя типа "брать и платить" и "брать или платить" с третьими кредитоспособными сторонами. Эта схема предполагает участие как минимум трех сторон: кредиторов (банковский консорциум), проектной (специальной компании, занимающейся непосредственной реализацией инвестиционного проекта) и посреднической компании - покупателя продукции. Посредническая компания может учреждаться кредиторами.

Механизм действия рассматриваемой схемы следующий. Банковский консорциум, финансирующий проект, предоставляет кредит посреднической компании, та, в свою очередь, передает денежные средства проектной компании в форме аванса за будущую поставку определенного количества продукции по фиксированной цене, достаточной для погашения долга. Погашение кредитов с движением денежных потоков от реализации поставляемой продукции.

Схема "строить - эксплуатировать -передавать" и "строить - владеть - эксплуатировать - передавать" с привлечением иностранных инвестиций используется при сочетании финансирования с ограниченным регрессом и финансирования под правительственную гарантию. В соответствии со схемой "строить - эксплуатировать - передавать" на основе получения от государственных органов концессии группа учредителей создает компанию, в обязанности которой входят финансирование и организация строительства объекта. По завершении работ компания вправе эксплуатировать или владеть объектом. Государство может содействовать реализации инвестиционного проекта путем заключения контракта на покупку объекта по фиксированной цене или опционной сделке, предоставления гарантий банку, кредитующему проект.

Организация финансирования инвестиционного проекта на условиях "строить - владеть - эксплуатировать - передавать" предполагает получение специальной компанией от государства лицензий на основе франчайзинга. Здесь имеет место кредитование непосредственно специальной компании под гарантии правительства.

При использовании названных выше схем происходит распределение проектных рисков между участниками (специальной компанией- подрядчиком, кредитором-банком или их группой и государством), закрепляемое в концессионном договоре или франчайзинг-соглашении, обеспечивается взаимная заинтересованность участников проекта в своевременном и эффективном его осуществлении.

Привлекательность данных схем для государства обусловлена следующим:

- государство, играя важную роль в реализации проекта, не несет при этом расходов, что сводит к минимуму влияние его на бюджет;

- через некоторое время, определяемое периодом концессии или франчайзинг-соглашения, государство получает в собственность действующий объект;

- использование механизма конкурсного отбора, переключение финансирования на частный сектор вследствие его более высокой эффективности позволяет добиться больших результатов;

- стимулирование притока высоких технологий, иностранных инвестиций, достигаемое посредством использования этих схем, позволяет решить национально значимые экономические и социальные проблемы.