Проективные методики интерпретации

Известная проективная методика Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test — TAT) была создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюреем. Она применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств[1].

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также одной таблицы — пустого бланка. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируются время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог прежде всего выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов. На первом этапе следует определить героя каждого рассказа. На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя — его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По терминологии Мюррея, это проявления потребностей, которые он определял как динамические образования, организующие и направляющие психическую деятельность и поведение человека. Потребность — главная категория теории личности Мюррея (персонологии). Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, поскольку каждому человеку присущ специфический их комплекс. Мюррей выделил и описал 20 потребностей, которые он классифицировал по разным основаниям (потребности в деятельности и в результате, созидательные и негативные потребности и др.)[2]. Наиболее известной среди этих классификаций, делающей акцент на происхождение потребности и, следовательно, на направлении деятельности, к которой она побуждает, является Вперед: различаются психические, организменные и социальные потребности.

Для анализа результатов ТАТ Мюррей составил перечень и подробные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, агрессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. После нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, длительности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с целью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (т.е. во многих рассказах). По гипотезе Мюррея, испытуемый идентифицирует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощущаемое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доминантой поведения. Их взаимодействие — тема — является базовым объектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотношения индивида со средой.

Мюрреевская схема анализа результатов ТАТ не является единственной. Существуют многочисленные ее модификации и дополнения, опирающиеся на разные теоретические концепции. Их возникновение в первую очередь объясняется направленностью на получение личностной информации, которая может маскироваться защитными механизмами. С этой целью наряду с содержательными характеристиками рассказов выделяют их формальные (структурные) показатели.

В настоящее время благодаря усилиям многих психологов, среди которых следует назвать Д. Раппорта, С. Томкинса, М. Арнольд, Л. Беллака, выделено 27 показателей, которые можно получить по TAT[3]. Не все являются обязательными, т.е. фиксируемыми в каждом рассказе, но важным принципом анализа является ориентация на их целостную систему, а также на их интеграцию с другими данными об испытуемом. Использование ТАТ требует от диагноста высокого профессионализма, означающего не только знания и опыт, но и опору на интуицию.

Правильное, квалифицированное применение этой сложной методики позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором представлена информация о доминирующих потребностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, самооценке.

Тематический апперцептивный тест и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направленных на измерение одной потребности (например, в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцептивный тест). Известен Тест детской апперцепции (Children's Apperception Test — CAT), разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. Па карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то, что практическая ценность ТАТ и сходных методик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиагносты продолжают исследования их психометрических параметров.

Еще одной проективной методикой интерпретации является Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (Rosenzweig Picture-Frustration Study).

В ТАТе и родственных ему методиках картинки используются для того, чтобы стимулировать свободную игру воображения и вызывать сложные вербальные ответы. В противоположность этому, методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (RPF-study) дает меньше простора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, опубликованная еще в 1945 г. и имеющая большое количество последующих модификаций, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж определенным образом срывает ("фрустрирует") намерения и действия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации Розенцвейга это состояние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причинам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворение потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Поскольку состояние фрустрации индивид переживает довольно часто в контексте повседневных жизненных ситуаций, он со временем вырабатывает специфические эмоциональные и поведенческие способы реагирования. Если его отношение к фрустрирующим обстоятельствам адекватно, а способы преодоления фрустрации отличаются устойчивостью, то можно говорить о так называемой фрустрационной толерантности. Согласно Розенцвейгу, фрустрационная толерантность характеризует развитую, зрелую личность. Поэтому так важно психологу не только выявить специфический набор фрустрационных реакций, свойственный индивиду, но и установить их устойчивость. Помимо этого, на основе таблиц стандартных ответов (ответов, которые дают не менее 40% испытуемых) рассчитывается показатель групповой конформности, позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида.

Методика Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрослых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4—12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации словесных ответов испытуемых Розенцвейг предложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе ОГЛАВЛЕНИЕ, различают:

— препятственно-доминантные реакции фиксацией на препятствии) — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;

- самозащитные фиксацией на самозащите), когда активность проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена па защиту своего Я;

- конструктивно-упорствующие реакции фиксацией на удовлетворении потребности), постоянно направленные на выявление конструктивного решения выхода из конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия па себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

- экстрапунитивные, направленные на живое или неживое окружение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

- интропунитивные, направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

- штунитивные, направленные на ослабление и преобразование "агрессивной энергии" в нечто незначительное, неизбежное, преодолимое со временем; при этом обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Так как любое словесное высказывание-ответ на ситуацию Розенцвейга можно охарактеризовать и по направлению, и в отношении доминирующего содержания, всевозможные их сочетания (3x3) образуют девять основных оценочных факторов, к которым добавлены еще два дополнительных, используемых для оценки защитных реакций в ситуациях обвинения (когда субъект подвергается нападкам, упрекам со стороны фрустрирующего персонажа). Этап формализации ответных реакций испытуемого состоит в обозначении их с помощью оценочных факторов, что создает условия для количественной обработки.

В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально опасных действий психически больных. Широко применяется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, выявления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского варианта были предложены Е. Е. Даниловой[4]. Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Еще одна методика этого типа, широко применяемая в последние годы в нашей стране, — Тест руки (Hand test), разработанный американским психологом Э. Вагнером. Он предназначен для диагностики уровня агрессивности и, шире, особенностей тенденций активности у детей дошкольного (с 5 лет) и младшего школьного возраста. Стимульный материал методики состоит из стандартных девяти изображений кистей рук и одной пустой таблицы. Методический прием, положенный в основу этой методики, заключается в том, что ребенка просят проинтерпретировать ОГЛАВЛЕНИЕ действия, производимого рукой (при показе пустой таблицы сначала представить кисть руки и затем описать ее воображаемые действия). Нужно стремиться получить не менее двух ответов. Автор предполагал, что включение кисти руки в контекст какого-либо вида активности и сам выбор этого вида активности происходят по механизму проекции и в значительной степени определяются как психическим состоянием испытуемого, так и его актуальными мотивами.

Анализ результатов осуществляется по 11 категориям. Агрессивность устанавливается, если рука оценивается как захватывающая, доминирующая, наносящая повреждение. Директивность фиксируется, если рука рассматривается как ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими. Страх отмечается, если рука выступает как жертва агрессии, или аутоагрессии, или в ответе проявляется тенденция к отрицанию агрессии, ограждению кого-либо от физических воздействий. Привязанность (эмоциональность) устанавливается, когда рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки по отношению к окружающим. Коммуникация фиксируется, когда рука общается, контактирует или стремится установить контакты с равноправными партнерами. Если рука выражает зависимость, то она участвует в коммуникативных действиях в позиции "снизу", подчиняется другим лицам. При демонстративности рука разными способами выставляет себя напоказ, а при ущербности (г/вечности) рука деформирована, больна, не способна к каким-либо действиям. Активная безличность проявляется в ответах, показывающих тенденцию к действию, при котором она должна изменить свое положение, и это действие не связано с коммуникацией. При пассивной безличности рука находится в покое и не изменяет своего положения. В категорию описания входят описания руки без указания каких-либо действий.

После категоризации ответов подсчитывается число ответов в каждой категории и устанавливается балл агрессивности путем вычитания суммы адаптивных ответов, сдерживающих проявления агрессивности (сумма ответов, относимых к категориям "страх", "зависимость", "эмоциональность", "коммуникация"), из суммы ответов по первым двум категориям ("агрессивность" и "директивность"). Этот показатель сопоставляется с нормами. Помимо балла агрессивности, вычисляется процент ответов категории "агрессивность" по отношению к суммарному количеству ответов по всем другим категориям. Так устанавливается удельный вес агрессивности в общей системе тенденций личности к активности. Можно также оценить удельный вес агрессивности при сопоставлении с каждой из категорий, противостоящих агрессии. Так выясняется, что в большей степени противостоит агрессии — страх, или чувство собственной неполноценности (зависимости), или потребность в контактах с окружающими, или любовь, доброжелательность по отношению к ним.

Валидность методики устанавливалась методом контрольных групп: у агрессивных удельный вес категории "агрессивность" 15%, а у нормы — 7% (данные американской выборки). Данных о надежности нет.