Проектирование и использование инновационных технологий обучения

Инновационно-образовательная деятельность в высшей школе – один из базисных видов деятельности в рамках научно-образовательного процесса – включает творческое преобразование конкретных результатов научных исследований и достижений передового педагогического опыта в новые образовательные продукты, товары и услуги (новые специальности и направления подготовки выпускников, учебные знания, технологии, учебники и т.д.), способные обеспечить участникам инновационно-образовательной деятельности дополнительный эффект (педагогический, экономический и др.) [113. С. 8]. Особую роль среди результатов инновационно-образовательной деятельности играют инновационные технологии обучения, поскольку уровень инновационной технологизации во многом определяет качество образования, экономическую эффективность и конкурентоспособность вуза.

Совокупность инновационных образовательных технологий может выступать в качестве отличительной характеристики особенностей реализации данной ООП вуза и ее конкурентного преимущества.

Инновационные технологии обучения выстраиваются в основном в русле личностно ориентированного подхода и опираются на активную познавательную позицию учащегося (в русле деятельностного подхода) [129. С. 97]. Примерная обобщенная модель инновационного обучения предусматривает:

– активное участие студента в процессе обучения (а не пассивное усвоение информации);

– возможность прикладного использования знаний в реальных условиях (например, во время практики);

– представление знаний в разнообразных формах (а не только в текстовой);

– подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности;

– акцент на процессе обучения, а не на запоминании информации.

Движение от "традиционной" к "инновационной" технологии обучения – это в любом случае движение в направлении изменения (улучшения, усиления, развития) определенных характеристик традиционного вузовского учебного процесса, т.е. в направлении раскрытия его неиспользованного потенциала. Характеристики наиболее распространенных в современной отечественной высшей школе инновационных технологий обучения представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Характеристики инновационных технологий обучения

Инновационные технологии обучения, авторство, источник

Ключевые особенности

Модифицируемая характеристика традиционной технологии обучения

Контекстное обучение. А. А. Вербицкий [34]

Интеграция различных видов деятельности студентов: учебной, исследовательской, практической. Создание условий, максимально приближенных к реальным

Увеличение доли практической работы студента (с акцентом на прикладные цели)

Имитационное обучение[1].

В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров и др. [55]

Использование игровых и имитационных форм обучения

Увеличение доли активных методов обучения (ролевые, деловые, имитационные игры)

Проблемное обучение.

М. И. Махмутов и др. [87]

Инициирование самостоятельного поиска (студентом) знаний через проблематизацию[2] (преподавателем) учебного материала

Изменение характера учебной задачи и учебного труда (с репродуктивного на продуктивный, творческий)

Модульное обучение. П. А. Юцявичене [157]

ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала жестко структурируется в целях его максимально полного усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по каждому фрагменту

Специфическая организация учебного материала в наиболее сжатом и понятном для студента виде

Полное усвоение знаний. М. В. Кларин и др. [65]

Разработка вариантов достижения учебных результатов (на основе изменения параметров условий обучения) для учащихся с разными способностями

Обеспечение возможности выбора обучающимися оптимальных для себя условий обучения для достижения максимального результата в виде полного усвоения знаний

Дистанционное обучение. E. С. Полат [108] и др.

Широкий доступ к образовательным ресурсам с опорой на новейшие информационно-коммуникационные технологии, предельно опосредованная роль преподавателя, самостоятельная и автономная роль студента

Использование новейших информационнокоммуникационных средств и технологий обучения

Сравнительный анализ ключевых особенностей инновационных технологий обучения позволяет сделать вывод о том, что каждая модель обучения развивает какую-либо характеристику учебного процесса [129. С. 971. В связи с этим можно утверждать, что инновационное образование в целом – это не какая-то определенная образовательная модель, а достаточно широкий принцип адекватного использования вновь открываемых потенциальных возможностей обучения. Инновационный подход в образовании определяется через умение и готовность руководителей и преподавателей проектировать и моделировать нужный вузу учебный процесс с использованием различных образовательных технологий на основе знания их потенциальных возможностей. Именно это делает процесс обучения в вузе технологичным, т.е. прогнозируемым и максимально приближенным к запланированным результатам.

В рамках такого проектирования целесообразно использовать смешанные модели, созданные на основе различных образовательных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в практике высшего образования. Так, в системе дистанционного образования эффективны принципы модульного обучения в сочетании с технологией полного усвоения знаний: ОГЛАВЛЕНИЕ обучения удобно структурировать в учебные модули, а условия обучения (темп усвоения, количество повторов, проведение тестовых процедур и пр.) варьировать на основе технологии полного усвоения знаний.

Предложенный авторами [4] алгоритм выбора и использования инновационных образовательных технологий включает пять этапов.

Этап 1. Анализ исходной ситуации. Описывается совокупность образовательных технологий, применяемых при освоении дисциплин и модулей ООП, направленных на формирование компетенций выпускника. В данном разделе вуз представляет:

– перечень образовательных технологий, используемых в данной ООП в целом;

– матрицу соотношения дисциплин/модулей ООП и формируемых с их применением компетенций;

– описание характеристик образовательных технологий, используемых в ООП.

Документами, описывающими реализацию образовательных технологий по определенной ООП, могут быть.

1. Положение о разработке и использовании образовательных технологий, разработанное в вузе.

2. Методические рекомендации по использованию конкретных образовательных технологий, которые определяют основные характеристики применяемых технологий, особенности их реализации по конкретной дисциплине/модулю или темам/разделам, требуемые материально-технические, информационные, временные ресурсы и материалы по описанию технологий контроля и оценки степени достижения заявленных результатов обучения.

Этап 2. Определение доминирующей технологической парадигмы (по каким технологиям можем и хотим "работать"). Основные группы образовательных технологий, используемые в ООП ВПО, включают как традиционные, так и инновационные образовательные технологии, в том числе информационные технологии. (В настоящее время под этим термином в основном понимается как самостоятельное использование компьютерной техники, так и насыщение ею учебных занятий для выработки умения работать с информацией.)

Этап 3. Выбор образовательных технологий методологического и стратегического уровней по учебной дисциплине и ООП в целом. Выбор или доминирование определенных методологических технологий детерминирован типом учебного заведения (техническое, гуманитарное, педагогическое и др.), целями и ОГЛАВЛЕНИЕм подготовки профессионалов определенных специальностей, приверженностью руководителей и преподавателей к отдельным педагогическим концепциям.

Критериями выбора конкретных стратегических технологий являются: доминирующий тип развития личности (духовное, интеллектуальное, личностное), выступающий в качестве цели образования; ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования; тип образовательного заведения; психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся; степень инновационности стратегических технологий по отношению друг к другу.

Процедуру выбора методологических и стратегических образовательных технологий на основании названных критериев осуществляет не один человек, а некоторое профессиональное и (или) общественно-управленческое сообщество.

Этап 4. Выбор конкретных тактических технологий или принятие решения об их проектировании. Выбор тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что в значительной степени имеет субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений.

Критериями выбора тактических образовательных технологий являются: педагогическая квалификация преподавателей (особенно игротехническая); специфика учебного материала; индивидуальные особенности обучающихся; материально- технические условия обучения; особенности взаимоотношений между педагогами, между педагогами и руководителями кафедр, факультетов, других подразделений.

Процедура выбора конкретных образовательных технологий на уровне преподавателя, кафедры и программы включает две стадии. На первой стадии проводится сопоставление тем учебного плана и совокупностей общекультурных и профессиональных компетенций, в результате которого выявляются тематические зоны для поиска адекватных им образовательных технологий. На второй стадии на основе классификационных признаков организационных форм обучения выбираются конкретные технологии в зависимости от доминирующих в конкретной теме, разделе или модуле компетенций. При этом учитывается тот факт, что образовательный процесс редко проектируется "на пустом месте", поэтому предлагаемые алгоритмы прежде всего ориентированы на корректировку существующих содержания, целей (компетенций) и образовательных технологий.

В результате выполнения процедуры выбора, создается определенный банк возможных образовательных технологий по модулям/дисциплинам и ООП в целом. На этой основе в дальнейшем осуществляется проектирование системы по определенной дисциплине или модулю.

Этап 5. Создание системы образовательных технологий по каждой дисциплине, каждому модулю, ООП в целом. Целостность педагогической системы при использовании образовательных технологий может быть обеспечена при соблюдении следующих правил проектирования:

– система образовательных технологий должна состоять из разнообразных организационных форм, выбор которых определяется целями обучения (компетенциями), а также психологопедагогическими требованиями к учебному процессу;

– используемые технологии должны быть связаны между собой тематически, логически, организационно, эмоциональноличностно;

– сложность используемых в системе конкретных технологий должна нарастать от начала к концу реализации образовательного процесса;

– при системном использовании образовательных технологий неизбежен процесс изменений в сторону активизации различных параметров традиционных технологий обучения.