Продуктивное учебное занятие

Как правило, все выделенные выше обязательные этапы организации продуктивной деятельности воплощаются в учебном занятии в установленной последовательности. Однако учитель может опустить некоторые из этих этапов и сконструировать учебное занятие, например, без какого-то вида практики. Если последовательность и ОГЛАВЛЕНИЕ этапов нарушается, то нельзя гарантировать полную эффективность учебного занятия, так как структура мыслительной деятельности школьников будет нарушена. Рассмотрим полную структуру и организацию продуктивного урока.

Структура продуктивного учебного занятия проста, лишена всех ненужных отклонений и придатков. Урок состоит из семи обязательных элементов, из них пять – это различные виды практики, два элемента – объяснения, разъяснения, инструктажи. Объяснительно-иллюстративное изложение учебного материала на продуктивном уроке занимает максимум 15 мин учебного времени, не менее 30 мин урока отводится на различные виды практической деятельности. Выдерживается "золотое" соотношение объяснения и практики – 20: 80.

Кроме других целей, у продуктивного урока есть общая цель, которая проходит через все занятия, – формировать умение применять полученные знания на практике. Именно отсутствие должного уровня сформированности умения использовать полученные в школе знания выявляют проводимые в России раз в три года, начиная с 2000 г., международные тесты PISA (Programme for International Student Assessment). Умение пользоваться полученными знаниями вырабатывается только в процессе самостоятельной практической деятельности и никак иначе. Задача решается увеличением времени активной самостоятельной работы обучаемых на уроках. В соответствии с педагогическими законами в условиях высокой концентрации внимания и активности, большого объема самостоятельно выполненных упражнений коэффициент усвоения (правильного выполнения заданий) может достигать максимального результата (100%).

Продуктивно организованный урок оказывается наиболее производительным, потому что максимально отвечает законам умственной работоспособности. Закономерности умственной работоспособности в зависимости от возраста учеников, длительности труда и отдыха, времени суток, дня недели, чередования труда и отдыха хорошо изучены и должны быть непременно учтены в процессе деятельности. На рис. 2.12 показана динамика умственной работоспособности обучаемых на протяжении урока в связи с его структурой.

Классическая схема учебного занятия такова: в одном часе 45 мин работы и 15 мин перерыва. В таком режиме можно производительно работать не больше четырех уроков. Начиная занятия в 8.00, их нужно завершать в 12.00. Дальше можно либо сделать длительный перерыв и вернуться к работе в 14.00, либо поставить пятым уроком перед обедом физкультуру или труд. Больше четырех-пяти уроков в основной школе проводить нецелесообразно. Увеличивая нагрузки на учащихся, мы почти ни-

Рис. 12.2. Изменение работоспособности на уроке

чего не выигрываем, а потери для здоровья и успеваемости очень существенны.

Урок лучше начинать в целом часе, без минут: в 8.00, 9.00 и т.д. Тогда классическая схема "45 + 15" составит полный цикл труда и отдыха. Пятнадцатиминутный перерыв позволяет плавно выходить из урока, предоставляет две-три минуты для логического и основательного завершения работы.

Итак, учимся рационально использовать каждую минуту классического 45-минутного урока. Не сокращаем и не затягиваем его, и этого будет достаточно для достижения запроектированных результатов. Далее делаем полноценный перерыв.