Лекция 12. ПРОДУКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

12.1. Особенности технологии

12.2. Структура технологии

12.3. Этапы продуктивной деятельности

12.4. Продуктивное учебное занятие

12.5. Проблема понимания

12.6. Этапы продуктивного урока

12.7. Обеспечение прочности знаний

12.8. Коллективное взаимообучение

Трудность материала – 0,94 у.е.

Минимальное время – 86 минут

Для самостоятельного изучения материала потребуется 248 минут

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности продуктивной технологии;

• структуру продуктивного занятия;

• закономерности коллективного взаимообучения;

уметь

анализировать структуру продуктивного занятия;

• применять способы снижения трудности эдукации;

владеть

навыками анализа продуктов эдукации;

• приемами диагностики достижений школьников.

Особенности технологии

Слово "продукт" многимненравится: очень уж оно огрубляет, технизирует высокое и тонкое искусство воспитания, превращает его достижения в бездушную абстракцию. Но если говорить о технологиях, то без понятия продукта не обойтись. Технология всегда и везде направляется на создание продукта; объект, процесс, продукт – ее главные понятия. Педагогическим трудом, как и любым другим трудом, создается продукт. Все то, что делал учитель, и то, как он делал, превращается в результаты. Продукт – смысл и мера педагогического труда, а то, что он не похож на другие продукты, не имеет принципиального значения. Если мы хотим его измерить, исследовать, говорить о повышении качества, то должны отвлечься от своеобразия, возвыситься в абстракциях.

Педагогический продукт можно определить как созданную в учебно-воспитательном процессе целостную систему знаний, умений, навыков, способов мышления, действия и поведения. Педагогический продукт определяется не в валовом исчислении, а применительно к каждому отдельному участнику эдукационного процесса; это понятие имеет личностную принадлежность. Разумеется, можно и даже следует говорить об общих параметрах продукта, общих закономерностях формирования, но подлинный смысл продуктивного воспитания заключен в максимальном приспособлении его к потребностям человека. Следует говорить также о продукте идеальном и реальном. В первом отражаются все запросы человека к образовательно-воспитательной системе, т.е. то, что он хотел бы получить от нее; во втором – вынесенный им из учебного заведения практический объем воспитанности, развития, обученности.

Логика создания продуктивной технологии такова: вначале происходит описание продукта без всяких целей и задач. Если он принимается в целом, наступает второй этап – полное описание стратегии и тактики формирования продукта: рассмотрение целей и задач в смысле последовательности, чтобы было понятно, что и в каком объеме делать на каждом этапе. При этом, конечно, необходимо знать, как идет формирование заданных качеств, для чего и вводятся постоянный мониторинг (наблюдение) и поэтапная диагностика.

В продуктивной технологии нельзя, например, поставить "формирование ответственности" как цель – это качество мы задали (или не задали) в описании продукта. Определили и его объем, уровень. Дальше только движение: что, когда, в каком объеме делать. Педагогический процесс становится прозрачным и целенаправленным. Вот что мы сделали:

• определили продукт, его количество и качество;

• разложили его на составные части;

• разложили на части и процесс формирования продукта;

• определили порядок наращивания качества – что на чем основывается, что из чего вытекает, что за чем следует;

• определили, сколько времени понадобится на каждый этап;

• оптимизировали продукт и процесс, т.е. привели их в наилучшее соответствие с имеющимися возможностями.

Именно по такой схеме осуществляется процесс в продуктивной технологии. В центре ее устремлений – ученик как будущий носитель опыта предыдущих поколений, обладатель духовных и нравственных ценностей, продукт своей эпохи, образованный своими собственными усилиями и усилиями школы с помощью соответствующей гуманной технологии.

Продуктивная педагогическая технология (ППТ) – квинтэссенция научных достижений, опыта, традиций и возможностей. Ее преимущества очевидны, и состоят они в следующем.

1. Управляемость. Путем варьирования объема и интенсивности компонентов, от которых зависит конечный успех, можно получить продукт любого количества и качества в обусловленных пределах. Технология исключает вопросы: либо будет, либо нет. Результат обязательно будет в запланированном объеме и на проектируемом уровне.

2. Универсальность. Эта технология в одинаковой мере пригодна как для формирования общего продукта педагогического процесса, гак и для достижения запланированного эффекта в каждой его части: обучении, развитии, воспитании – смотря что выдвигается на передний план, признается приоритетным. Схема достижения успеха во всех случаях остается неизменной.

3. Научность. Результат достигается только на основе известных науке знаний – никаких допущений, натяжек, неопределенностей, условностей типа "если бы...". В основу ППТ положено то, что гарантирует наука в определенных условиях.

4. Доступность. Это технология посильна для любого педагога. От него требуется лишь честное выполнение своего профессионального долга – без подвижничества, надрыва, сверхъестественной прилежности.

5. Массовость. Технология одинаково пригодна для всех классов и всех типов учебно-воспитательных заведений: и в детском саду, и в школе, и в вузе процесс должен быть организован одинаково – по научным предписаниям.

6. Экономность. В отличие от экзотических схем, требующих специального и нередко дорогого оборудования, ППТ проектируется для скромных российских образовательных реалий. Новые средства, если они появляются и применяются, ускоряют и облегчают путь достижения запроектированной эффективности.

7. Совместимость. Эту технологию можно сочетать со всеми новыми средствами.

8. Оптимальность. Эта технология наилучшим образом согласуется с имеющимися условиями и в то же время допускает непрерывное совершенствование с учетом возникающих новых возможностей. Открытость для оптимизации – основное свойство ППТ. Каждый ее элемент допускает совершенствование и рационализацию, тогда как другие технологии запрограммированы на жесткие, не допускающие изменений схемы. Но отсюда вытекает и ее ограничение: если развитие технологии невозможно, ее следует отвергнуть как бесперспективную.

9. Привычность. В сущности, эта технология не меняет способов, которыми решаются школьные проблемы. Самое главное ее отличие состоит в том, что она буквально вытаскивает учителя на новый, более высокий уровень работы "по науке", не позволяет ему опускаться ниже. Ничего сложного в ней нет: выучи, разберись, от чего зависит продуктивность, постоянно контролируй эти факторы, набей руку, доведи до автоматизма, и все!

10. Наукоемкость. Технологию питают отечественная наука, основывающаяся на прогрессивных достижениях, передовая практика, творчество новаторов.

11. Фундаментальность и универсальность. Еще одно несомненное преимущество ППТ заключается в том, что она допускает сочетание с другими технологиями или их элементами. Этим обеспечиваются ее фундаментальность и универсальность, применимость во всех типах учебно-воспитательных заведений в качестве базисной, основоположной, на которой монтируются специальные (профильные) технологические решения. На основе ППТ осуществляется всестороннее и гармоническое развитие личности (базисный компонент), а посредством ее модификаций развиваются специальные качества в соответствии с провозглашенными целями.

12. Вариативность. Технология допускает множество видоизменений. Достаточно, например, изменить вид обучения и ввести все полагающиеся новому виду изменения, чтобы оказаться уже в другой педагогической системе, с другими правилами игры, другими композициями педагогического процесса, иными результатами. Но технология при этом останется той же. Если исходить из наличия шести главных видов обучения и воспитания, трех десятков методов, семи основных организационных форм, двух десятков средств, трех видов отношений и четырех базисных моделей управления, то количество только главных модификаций превысит сотни вариантов. В выборе оптимального варианта ППТ и будет заключаться творчество педагога.

К преимуществам технологии следует отнести и тот факт, что она рождена на отечественной почве, создана российской педагогической наукой. Это технология реальная: не модная, не сиюминутная, не рассчитанная на то, чтобы удивлять, а будничная, созданная для нормального труда в нормальной школе. Она доступна и понятна, однако есть опасения, что как раз это и может ее погубить. Современный человек разучился действовать простыми и понятными методами, забывая порой, что чем больше умничанья, тем примитивнее осуществляется само дело. Технология должна быть максимально простой, ведь надежнее всего работает то, что устроено просто.

Эффективная технология может быть выстроена только на глубоком знании природы ребенка, законов его развития и воспитания. Хватает ли у науки знаний, чтобы создать всю технологию в строгом соответствии с требованиями теории? Чтобы процесс выстраивался не на образцах и альтернативных представлениях, а по объективной научной логике? Конечно, в теории белых пятен еще довольно много, но со всей ответственностью можно утверждать, что знаний накоплено достаточно и их общее количество должно наконец перерасти в новое качество воспитания. Необходимо лишь каждый шаг соотносить с тем, что известно науке, проверять интуицию алгеброй. Тот, кто прошел старую, в том числе и советскую, неуступчивую, суровую, но результативную школу, понимает смысл продуктивной технологии. Это технология гарантированного результата. Технология, в основании которой лежит труд.