Прочие коммерческие услуги

Как известно, классификация ГАТС включает в себя около 160 видов услуг. К категории "прочие услуги" относятся: деловые (46 отраслевых видов), услуги связи (25 видов), строительные и сопутствующие им услуги (4 вида), дистрибьюторские услуги (5 видов), общеобразовательные услуги (5 видов), услуги по защите окружающей среды (4 вида), финансовые услуги, включая страхование (17 видов), услуги по охране здоровья (4 вида), услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов), прочие услуги, к которым отнесены такие виды, как научные разработки; профессиональные, консалтинговые, юридические, бухгалтерские, экспертные, технические, коммерческие услуги, включая инжиниринг; услуги в области архитектуры, ликвидации отходов, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, добывающей промышленности и т.п. "Прочие деловые услуги" представляют собой базу современной инновационной (основанной на знаниях) экономики.

В 2012 г. мировой экспорт "прочих услуг" составил 2345 млрд долл, (в 2011 г. – 2379,1 млрд долл.), импорт – 1965 млрд долл, (в 2011 г. – 2086,5 млрд долл.). Основная доля торговли услугами этого вида до настоящего времени сосредоточена в развитых странах. При этом на страны ЕС приходится 46,4% их мирового экспорта и 43,1% импорта, на страны Северной Америки – соответственно 18,2 и 14,3%. Однако, как и в торговле товарами, а также транспортными и туристическими услугами, в экспорте и импорте прочих услуг наблюдается сужение участия развитых стран за счет опережающего роста влияния развивающихся. Например, доля стран Азии в мировом экспорте прочих услуг за период 2005–2012 гг. выросла с 20,6 до 23,8%, в мировом импорте – с 21,9 до 24,9% (табл. 14.7).

В рейтинге стран – экспортеров "прочих коммерческих услуг" наибольший удельный вес после ЕС принадлежит США – 16%. Вместе с тем в числе лидеров находятся также Индия, Китай, Япония. В импорте также первые два места занимают ЕС и США. Доля России на экспортном рынке прочих коммерческих услуг – 0,8% (11-е место). В импорте услуг тоже лидируют США – 11,7%. Здесь выше доля Китая – 4,7, Сингапура – 3,1%, Республики Корея – 2,9%. Доля России – 2,3%, девятое место (см. табл. 14.7).

Таблица 14.7. Страны-лидеры на рынке прочих коммерческих услуг в сравнении с положением России в 2012 г.

Страна

Стоимость

Доля, %

Темпы роста в 2005–2012 гг., %

2012 г.

2005 г.

2012 г.

Экспорт

ЕС (27)

1088,7

50,2

46,4

8

США

375,6

16,5

16,0

9

Индия

103,8

3,1

4,4

15

Китай

101,5

2,3

4,3

19

Япония

87,8

4,8

3,7

6

Россия (11-е место)

28,1

0,8

1,2

16

Импорт

ЕС (27)

847,6

50,0

43,1

7

США

229,5

11,4

11,7

10

Китай

92,3

3,2

4,7

16

Япония

91,7

5,2

4,7

8

Сингапур

60,0

3,1

Республика Корея

56,8

2,2

2,9

14

Россия (9-е место)

44,9

1,5

2,3

17

Источник: URL: htip://wto.org/english/res_e/statis_e/its2013_e/itsl3 . trade_category_e.htm

Номенклатура услуг, включенных в категорию "прочие", невероятно широка и постоянно пополняется новыми наименованиями. Наиболее крупной статьей в этом перечне являются деловые коммерческие услуги, которые согласно Классификатору ГАТС предусматривают профессиональные услуги: правовые; в области составления счетов, финансовой ревизии и бухгалтерского учета, налогообложения; в области архитектуры; инженерные услуги, в том числе комплексные; услуги по планировке городов и садово-парковой архитектуры; в сфере медицины (услуги акушерок, медсестер, физиотерапевтов и вспомогательного медицинского персонала; стоматологические); ветеринарные услуги; компьютерные и связанные с ними услуги (консультативные, связанные с установкой компьютерного оборудования, программного обеспечения; обработка баз данных); услуги в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР – в естественных, общественных, гуманитарных и междисциплинарных науках); в сфере недвижимости (включая собственный или арендуемый жилой фонд, за вознаграждение или на договорной основе); услуги по аренде (лизингу) без оператора (относящиеся к морским и воздушным судам, подобному транспортному оборудованию, другим машинам и оборудованию) и т.д. В подраздел "прочие деловые услуги" включены: услуги в области рекламы, исследования рынка и выявления общественного мнения; консультативные услуги по вопросам управления, технической проверке и анализу; услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, охоте и лесоводству, рыболовству, добыче полезных ископаемых, производству, распределению энергии; наем персонала; проведение расследований и обеспечение безопасности; консультативные услуги по научным и техническим вопросам, обслуживанию и ремонту оборудования (кроме морских и воздушных судов и подобного транспортного оборудования); уборка зданий, фотографирование, упаковка, печатание и публикации; услуги в рамках соглашений и т.д. Как очевидно, перечень поистине неисчерпаем. Наиболее крупные позиции выделяет статистика ЮНКТАД (табл. 14.8).

Таблица 14.8. Основные позиции мирового экспорта прочих услуг, млрд долл.

Виды прочих услуг

2011 г.

2012 г.

Всего

2379,1

2419,7

Услуги связи

106,2

113,0

Строительные услуги

98,1

100,3

Финансовые услуги

316,9

303,1

Виды прочих услуг

2011 г.

2012 г.

Компьютерные и информационные услуги

247,8

262,7

Роялти и поступление лицензионных платежей

289,5

289,6

Прочие бизнес-услуги

1098,6

1127,2

Услуги в сфере культуры и рекреационной деятельности

35,9

36,4

Государственные услуги

75,3

75,9

Источник: URL: unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx

При всем многообразии категорий услуг очевидно, что на современном этапе исключительная роль принадлежит компьютерным услугам и услугам, связанным с телекоммуникационными и информационным технологиями (ТИТ).

Техническая и стоимостная доступность, высокая скорость ТИТ открыли совершенно новые горизонты в развитии международной хозяйственной и социальной жизни: практически уничтожили фактор времени и расстояния, создали виртуальное рыночное пространство, превратились в ключевой элемент повышения конкурентоспособности и снижения издержек производства, обеспечили новые возможности и направления для развития бизнеса и общества. Демократизация доступа к передающим сетям стала одним из основных условий успешного развития экономики и внешней торговли любой страны.

В разделе прочих коммерческих услуг телекоммуникации являются наиболее быстро развивающимся сегментом. Они, согласно ГАТС, определяются как передача или прием сигналов любым электромагнитным способом. К этой сфере относятся почтовая и курьерская служба, средства телекоммуникаций, аудио- и видеоуслуги. И. И. Дюмулен выделяет здесь так называемые старые отрасли, многие из которых появились еще в XIX в., и новые, начавшиеся развиваться всего несколько десятилетий назад, правила регулирования которых продолжают формироваться и в настоящее время [1].

Классификатор ГАТС делит телекоммуникационные услуги на две группы: базисные и модифицирующие. Базисные предусматривают телефоннную, телеграфную, пейджинговую и факсимильную связь, телекс, сотовые телефоны, спутниковые системы связи. Главной особенностью этого вида услуг связи является то, что с их помощью голос или другие сигналы передаются от отправителя к получателю в неизменной форме.

Вторая группа – модифицирующие услуги – включает в себя электронную почту, онлайновую связь, операции, связанные с получением, переработкой, хранением, обменом и кодированием информации. Эти средства характеризуются тем, что форма передаваемого сообщения модифицируется в ходе передачи.

Как уже отмечалось, современные телекоммуникационные и информационные технологии оказывают формирующее воздействие на международное разделение труда и структуру экономики стран, но, кроме того, они серьезно влияют и на социальную сферу, являясь источником революционных преобразований в области культуры, здравоохранения, образования, занятости и досуга. Поэтому о движении страны по пути прогресса можно судить по показателям обеспеченности населения средствами связи – стационарными и мобильными телефонами, компьютерами, доступом к Интернету. Общепринятыми показателями, характеризующими развитие страны в этой области, служат: приходящееся на 100 жителей страны число телефонных линий, мобильных телефонов, пользователей Интернета, общее количество указанных средств в стране, а также индексы проникновения.

Очевидно, что лидерами по всем этим направлениям на протяжении многих лет выступали развитые страны. Однако в последние годы многие из числа развивающихся стран и стран переходного периода вырвались в первые строчки рейтингов.

В 2013 г., по оценке Международного союза электросвязи, число мобильных телефонов в мире практически достигло численности населения – 6,8 млрд ед. По этому поводу генеральный секретарь Международного союза электросвязи X. Туре заметил, что "эти цифры поражают воображение, однако предстоит сделать еще больше. Пока две трети населения планеты, а это около 4,5 миллиарда человек, не пользуются мобильной связью. А это означает, что две трети человечества лишены доступа к крупнейшему глобальному рынку" [2].

Тем не менее прогресс в этой области огромен. В 2012 г. в Европе 93,7% населения пользовались мобильной связью (466 млн ед.). В США зарегистрировано 327 млн мобильных телефонов, обеспеченность ими населения составила 103,9%. Но самое большое количество телефонов в Китае – 1150 млн и Индии – 867,8 млн. Велико число мобильных телефонов (в млн ед.): в России – 238, Индонезии – 220, Бразилии – 203, Вьетнаме – 154, Японии – 121, Пакистане – 111 [3]. Даже в некоторых беднейших странах в последние годы средства мобильной связи получили достаточно широкое распространение: в Кении – 71,9, Нигерии – 67,7, Сальвадоре – 138, Никарагуа – 89,8, Бенине – 89,9 на 100 жителей. Главным фактором широкого и быстрого распространения мобильной связи в развивающихся странах стало заметное удешевление стоимости этой услуги. По данным ЮНКТАД, одна минута мобильной связи стоит (в центах США): в Бразилии – 11, Китае – 2, Индии – 1, России – 5 [4]. Вместе с тем остаются страны, где мобильная связь так и не получила распространения: Эритрея – 5 аппаратов на 100 жителей, Мьянма – 11, Малави – 27, Мозамбик – 33 и т.п. Обеспеченность мобильной связью по регионам мира представлена на рис. 14.4.

Рис. 14.4. Обеспеченность мобильной связью на 100 жителей в 2012 г.

Источник: Measuring the Information Society 2013. P. 8. URL: itu.int/en/ITU

Еще более революционизирующее воздействие на экономическое и социальной развитие стран оказывает распространение услуг Интернета, которое идет небывалыми темпами. В 1995 г. в мире было 16 млн пользователей Интернета, что составляло 0,4% населения Земли, в 2000 г. это число выросло до 361 млн (5,8% населения), в 2005 г. –до 1018 млн (15,7%), в 2013 г. – 2,5 млрд пользователей, т.е. практически треть населения земного шара (32,7%) имела доступ к этому современному средству коммуникации. По данным Международного союза электросвязи в 2012 г. 41,3% домохозяйств мира было подключено к Интернету. Разумеется, эта тенденция не развивается равномерно по регионам (табл. 14.9). В развитых странах этот показатель составил 77,7%, в том числе в Европе – 77,3% и Америке – 60,8%, в развивающихся странах – 28,0%, в странах АТР – 32,7%, арабских странах – 33,6%, Африке – 6,7% [5].

Таблица 14.9. Пользование Интернетом в мире на 1 января 2012 г., млн чел.

Регион

Население

Пользователи

Интернета

Проникновение, % численности населения

Рост в 2000–2011 гг., %

Пользователи

планшетников

2000 г.

2011 г.

Африка

1038

4,5

139,8

13,5

2988

6,2

Азия

3880

114,3

1016,8

26,2

789

44,8

Европа

816

105,1

500,7

61,3

376

22,1

Ближний Восток

216

3,2

77,0

35,6

2245

3,4

Северная Америка

347

108,1

273,1

78,6

153

12,0

Латинская Америка и Карибский бассейн

597

18,0

235,8

39,5

1250

10,4

Океания, Австралия

35

7,6

239

67,5

214

1,1

Мир в целом

6930

361,0

2267,2

32,7

528

100,0

Источник: UNCTAD. Information Economy Report 2011. N. Y., 2012. P. 22.

Почти половина – 1,1 млрд пользователей Интернета – находятся в Азии, 519 млн – в Европе, 274 млн – в Северной Америке, 255 млн – в Латинской Америке и Карибском регионе, 167 млн – в Африке, 90 млн – на Ближнем Востоке, 24,3 млн – в Австралии и Океании. При этом в 2012 г. в Китае было 565 млн пользователей Интернета – больше, чем в любой другой стране мира, хотя доля населения, имеющего доступ к Интернету, составила только 42,1%. В Северной Америке доступ к Интернету имели 78,6% населения, в Австралии и Океании – 67,6%, Европе – 63,2%. Ниже всех этот показатель в Африке – 15,6% населения. В целом в развивающихся странах услугами Интернета пользуются 24% населения, в странах переходного периода – 34%, а в наименее развитых странах – только 4% [6]. Однако ситуация быстро улучшается. В числе стран, увеличивших число пользователей Интернета на 100 жителей за период 2005–2010 гг., можно отметить: Оман – на 56 ед., Катар – 44, Израиль – 42, Албанию – 39, ОАЭ – 38, Марокко – 38, Чехию и Бахрейн – 34, Армению и Беларусь – 32, Казахстан и Боснию и Герцеговину–31 и т.д. [7] При этом в некоторых развивающихся странах темпы распространения Интернета были очень высокими. С 2005 по 2010 г. этот показатель вырос: в Тунисе – с 9,7 до 36,6 ед. на 100 жителей, в Китае – с 8,5 до 34,3, в Турции – с 15,5 до 39,8, в России – с 15,2 до 43,0. По абсолютному числу пользователей лидирует Китай. Там, по мнению экспертов, в 2011–2012 гг. произошел настоящий бум интернетизации: 538 млн пользователей подключились к Интернету, в том числе 388 млн через мобильные телефоны. Всего в стране насчитывается 155 млн подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия – около 16 млн подключений [8]. Новым и быстро распространяющимся средством общения становится "Skype". Здесь, как и в случае с мобильной телефонией, наблюдается прямая связь со стоимостью услуги.

По данным за 2007–2011 гг. в области компьютерных технологий и услуг было реализовано новых 7553 проекта, 4419 – в развитых и 2956 в развивающихся странах. При этом в Азии и Океании было осуществлено 2043 проекта, больше всего в Индии – 541, в Китае – 422, ОАЭ – 172, Гонконге (КНР) – 164, Малайзии – 96. В Латинской Америке лидерами по созданию новых проектов были Бразилия – 200, Мексика – 146, Аргентина – 146, Чили – 57. В странах переходного периода было реализовано 178 новых проектов, в том числе в России – 71 и на Украине – 24 [9] .

Олицетворением прогресса в области компьютерных технологий, связи и телекоммуникаций стала электронная торговля (э-торговля). Сам термин не получил до сих пор окончательного и устойчивого определения. Общеупотребительной является формулировка, данная в документах ОЭСР: "термин э-торговля охватывает все виды и формы коммерческих сделок, включая коммерческую деятельность физических и юридических лиц, которые базируются на обработке и передаче данных в цифровой форме, включая текст, аудио- и видеопередачи" [10]. Под электронной торговлей обычно понимают предоставление информации, продуктов или услуг электронным путем и обслуживание электронными методами обычной торговли товарами и услугами путем передачи всех необходимых для внешнеторговой сделки документов и другой информации.

Электронная торговля является одним из самых быстро растущих сегментов рынка. Общий объем ее, при всей сложности учета, оценивается в 1,2 трлн долл., при том, что в 1995 г. он составлял 180 млн долл. По международным оценкам, к 2015 г. объем электронной торговли составит 1,4 трлн долл. [11]

Параллельно с распространением информационных и компьютерных услуг и электронной торговли на международном уровне велась работа по формированию правовых основ для этих новых видов деятельности. Основополагающая роль здесь принадлежит разработанному в 1996 г. Комиссией ООН по праву Международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типовому закону об электронной торговле. Целью Закона стала подготовка общепризнанных правил в этой новой области, основанных на нескольких ключевых принципах. Важнейший из них – о недискриминации. Согласно ему информацию не следует признавать не имеющей юридической силы, недействительной или не имеющей исковой силы лишь на том основании, что она составлена в электронной форме. Законом вводятся понятия электронного документа, электронной подписи, идентичности документу в письменном виде и др., приводятся правила, регулирующие вопросы доступности и доказательной силы электронных сообщений, сохранения сообщенных данных, заключения и действенности контрактов.

Основные принципы регулирования этой сферы заложены в Декларации ВТО 1995 г. о торговле информационной технологией: транспарентности и устранения таможенных барьеров на пути товаров, составляющих материальную основу информационных технологий. Этому же способствовали разработанные ЕЭК ООН Правила ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и транспорте (EDIFACT). Вопросами стандартизации терминологии в электронном обмене информацией занята Международная торговая палата (МТП), которая разработала справочник сокращенных терминов для целей электронной торговли, вроде Инкотермс.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) регулирует достаточно широкий ряд операций, которые включают услуги в Интернете и товары и услуги, которые могут поставляться в электронном виде (финансовые, компьютерные услуги, программное обеспечение, электросвязь, коммерческие услуги, развлекательные услуги, почтовые услуги и пр.). На электронные услуги распространены все общие положения ГАТС. Также важным регулирующим документом является Приложение ГАТС по телекоммуникациям.

Новым и быстро развивающимся сегментом становится мобильная торговля, или м-торговля – операции, осуществляемые через мобильный Интернет и сматфоны. В целом этот вид услуг только набирает обороты, его доля в электронной коммерции составляет 3% в США и 7% в Европе. Тем не менее в США уже 33,8% жителей (или 106,7 млн человек) имеют сматфоны, в Великобритании и Германии уровень проникновения сматфонов составляет 55 и 41% абонентов мобильных телефонов старше 12 лет. В США через мобильные телефоны совершили покупки 37,5 млн человек. В пяти крупнейших странах Европы (Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции) такие покупки сделали 14,6 млн человек [12]. В принципе можно говорить о том, что у этого вида услуг большое будущее.

Такое бурное развитие технологий приводит к заметному отставанию в формировании правовой базы регулирования информационно-компьютерных услуг, телекоммуникаций и электронной торговли. По-прежнему отсутствуют договоренности относительно барьеров в этой сфере. Многие страны продолжают выражать опасения, что либерализация в этой области приведет к доминированию ТНК и вытеснению более слабых национальных компаний с рынка. Противоречия возникают по вопросам доступа к спутниковой связи, распределения радиочастот и т.п.

Целый ряд причин объясняет высокую роль услуг в мировой торговле. В. К. Ломакин отмечает, что среди прочих "в этой сфере более квалифицированная рабочая сила. Доля лиц с высшим и специальным образованием выше, чем в других секторах. В предпринимательских услугах более 1/3 имеют квалификацию выше среднего уровня, а в секторе компьютерных услуг – 45% имеют высшее образование. Распространение английского языка также имеет важное значение" [13].