Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность

Рекомендации по рассмотрению аудитором прочей информации, по которой аудитор не обязан составлять аудиторское заключение и которая содержится в документах, включающих проверенную финансовую отчетность, приведены в MCA 720 "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность". Аудитор должен ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с проаудированной финансовой отчетностью. Прочая информация – это информация финансового и нефинансового характера, содержащаяся вместе с финансовой отчетностью в публикуемом документе (например, включенные в годовой отчет данные о должностных лицах, занятости, планируемых капитальных расходах, аналитические коэффициенты).

Данный стандарт состоит из следующих разделов: "Доступ к прочей информации", "Рассмотрение прочей информации", "Существенные несоответствия", "Существенное искажение фактов", "Доступность прочей информации после даты аудиторского отчета (заключения)", "Перспективы государственного сектора". Этот MCA может применяться не только в отношении годового отчета, но и в отношении других документов, например при тематическом аудите (аудите промежуточной финансовой отчетности).

Стандарт обязывает аудитора ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с проаудированной финансовой отчетностью. По стандарту "существенное несоответствие" имеет место, когда прочая информация противоречит сведениям, содержащимся в проверенной финансовой отчетности. Существенное несоответствие может поставить под сомнение аудиторские выводы, сделанные на основе ранее полученных аудиторских доказательств, и, возможно, основания для аудиторского мнения по поводу финансовой отчетности.

Раздел "Доступ к прочей информации" обязывает аудитора ознакомиться с прочей информацией, содержащейся в годовом отчете. Поэтому аудитор должен договориться с субъектом о получении такой информации до даты аудиторского отчета (заключения).

Разделом "Рассмотрение прочей информации" предусмотрено, что цель и объем аудиторской проверки финансовой отчетности формулируются исходя из условия, согласно которому обязанности аудитора ограничены информацией, указанной в аудиторском отчете (заключении).

Раздел "Существенные несоответствия" рекомендует аудитору проводить следующие действия:

• при ознакомлении с прочей информацией аудитор выявляет существенные несоответствия, он должен определить, нужно ли вносить поправки в проаудированную финансовую отчетность или в прочую информацию;

• если аудитор вносит поправки в проаудированную отчетность, но субъект отказывается это делать, то аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение;

• если аудитор вносит поправки в прочую информацию, но субъект отказывается это делать, то аудитор должен рассмотреть необходимость включения в аудиторский отчет (заключение) абзац, привлекающий внимание к аспекту и содержащий описание существенного несоответствия, либо предпринять другие меры.

В разделе "Существенное искажение фактов" уточняется, что существенное искажение фактов в прочей информации имеет место тогда, когда подобная информация, не относящаяся к содержанию проаудированной финансовой отчетности, изложена или представлена неверно. Если аудитор обнаружит, что прочая информация содержит существенные искажения фактов, он должен поставить руководство экономического субъекта в известность об этом и обсудить с ним этот вопрос.

Раздел "Доступность прочей информации после даты аудиторского отчета (заключения)" регламентирует следующее: если аудитор не имеет доступа ко всей прочей информации до даты составления аудиторского заключения, он должен ознакомиться с ней при первой возможности, чтобы впоследствии выявить существенные несоответствия. При этом аудитор обязан определить целесообразность пересмотра проаудированной финансовой отчетности или прочей информации.

Если аудитор примет решение пересмотреть проаудированную финансовую отчетность, ему следует руководствоваться положениями MCA 560 "Последующие события".

Таким образом, в указанном стандарте описаны подходы к определению той части информации, которую аудитор не обязан освещать в своем отчете, и действия аудитора в случае выявления существенных искажений информации или непоследовательного ее представления.