Проблемы подросткового возраста

Ни один метод воспитания не поможет, если у педагога с подростком не сложились доверительные и уважительные отношения. Думать об этом надо заранее.

Все дети в переходном возрасте производят переоценку ценностей: мама уже не кажется самой красивой и доброй, папа уже не самый сильный и удачливый, а учительница – далека от идеала. К этому надо относиться спокойно, ибо современный подросток за неделю получает больше информации, чем учитель в его возрасте получал за месяц. Меняются люди, нормы социального поведения, уровень жизни, все видится по-другому. Акцент общения резко смещается в сторону сверстников, из дома – на улицу, в школу, в места общения.

Ни педагогам, ни родителям не надо впадать в панику. Есть ряд правил, которых следует придерживаться, чтобы сохранить равновесие.

1. Будьте ровными в общении, подчеркивайте, что вы относитесь к подростку, как взрослому и самостоятельному человеку.

2. Будьте приветливы с его друзьями, не вмешивайтесь в их жизнь. Не старайтесь их развеселить.

3. Никогда не выступайте с суждениями о современной моде, прическах, косметике.

4. Не пользуйтесь жаргоном подростка.

5. Не носите слишком модную одежду и обувь.

6. Когда подросток просит вас высказать свое мнение о его внешности, не уходите от ответа, постарайтесь помочь ему приобрести привлекательный вид.

7. Не вторгайтесь в мир подростка без приглашения. Ему трудно и без вас.

Хотим мы того или нет, но приходится предоставлять подросткам больше свободы и ответственности, подготавливая к взрослой жизни. Пределы и детали этой свободы, меру ответственности с подростком надо обсудить. Он нуждается в советах, и надо, чтобы за советами он шел именно к родителям и учителям, рассчитывая на понимание и поддержку. Если вы хотите приучить подростка к ответственности за свои поступки, не пытайтесь избавлять его от наказания за безобразия, в которых он участвовал. Постарайтесь разобраться в подлинных мотивах каждого поступка. Не скрывайте от него свою обеспокоенность возникшими проблемами. Ищите вместе выход из создавшейся ситуации.

Сдерживайте эмоции при выборе наказания – оно должно быть соразмерно вине. Не забывайте о поощрениях подростка, когда он того заслуживает. Помните: энергия и молодые силы, не находящие применения в полезных занятиях, могут стать взрывоопасными.

Старший школьный возраст

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. "В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества", – писал К. Д. Ушинский.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность – это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества. Больше других ценятся живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть, строить смелые предположения. Отметим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармонически развитые люди, у которых качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. "Примерка" к себе стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сенситивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодые людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы. Некоторые педагоги считают, что именно характер разрешения этических ситуаций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к "вечным" проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы, ответственности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют повышенный интерес к религии. Постепенно растет внимание к эзотерическим проблемам.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников. У молодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым. Оценка, снисхождение в этом возрасте не принимаются.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка "престижности" профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остроту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

Что обещают звезды?

За время существования астрологии сделаны многие меткие наблюдения. Как следует из восточного возрастного гороскопа, вся жизнь человека состоит из 13 жизненных периодов, каждый из которых символизирует то или иное животное или птица. Так, от рождения ребенка до одного года, т.е. период его грудного возраста, или младенчества, именуется возрастом Петуха; от одного года до трех лет (раннее детство) – возрастом Обезьяны; от трех до семи лет (первое детство) – возрастом Козы (Овцы); от семи до 12 лет (второе детство) – возрастом Лошади; от 12 до 17 лет (подростковый возраст) – возрастом Быка (Буйвола, Вола) и, наконец, от 17 до 24 лет (юношеский возраст) – возрастом Крысы (Мыши).

Особенности возраста Козы (от трех до семи лет). Этот возраст считается одним из самых трудных детских возрастов. Наступление его легко заметить по поведению ребенка: маленький спокойный карапуз вдруг превратился в капризного, истеричного ребенка. Нельзя в этом возрасте стремиться к наращиванию физической силы, нельзя закаливать волю ребенка.

Основной задачей физического развития, да и всего смысла возраста, является игра и еще раз игра (развитие ловкости, координации). В "Козочке" присутствует неуправляемая задиристость, боевитость, вспышка драк. Не поощряйте драчливости, но и не препятствуйте ее возникновению. В этом возрасте эмоции ребенка малоуправляемы – он способен плакать и ликовать, ныть и блаженствовать – и все делает очень искренне.

Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы и слов. Как человек научится говорить до семи лет, так и будет разговаривать всю жизнь – общайтесь с ним, как со взрослым. На природе изучайте с ним основы ботаники, зоологии и геологии. "Коза" – никудышный и упрямый ученик. Не насилуйте его, главный механизм его учебы – игра. Девочки в этом возрасте гораздо серьезнее, и отношение к ним должно быть более взвешенным.

Особенности возраста Лошади (от семи до 12 лет). В этом возрасте проявляются все истинные способности ребенка, и уже видно, что за человек растет. Период игр и развлечений сменяется жаждой деятельности и продвижения вперед. Ребенок становится школьником и в этот период приобретает навыки на всю жизнь. Здесь очень велика роль родителей, которые должны так организовать жизнь ребенка, чтобы он сам выучился максимальному количеству нужных дел.

Основное дело данного возраста – учеба, главная цель – научиться учиться. Родители и учителя должны четко себе представлять, что переход от беззаботной дошкольной жизни, где главным механизмом учебы была игра, к системной и регламентируемой во времени школьной учебе – это сложная и тяжелая для ребенка ломка устоявшейся жизни и психического состояния. В связи с этим как минимум в первый месяц начала учебы первоклассник должен ощущать контроль и заинтересованную родительскую помощь в соблюдении непривычного для ребенка школьного режима.

Особое внимание следует уделить правильному планированию внеурочного времени. После уроков необходим отдых, желательно на воздухе (до одного часа), затем обед и послеобеденный сон. И только после этого начинается приготовление домашнего задания. Самостоятельно, но под контролем взрослых, не более двух часов с перерывами. Затем помощь по дому, прогулка и только после этого – телевизор, чтение или другая работа. В семье, где установить такой домашний режим для первоклассника по тем или иным причинам невозможно, лучший выход – определить ребенка в группу продленного дня.

Школа, секции, кружки, студии, помощь по хозяйству и другое подобное – вот основные направления деятельности ребенка в возрасте Лошади. Не следует давить на ребенка; это вредно и опасно, дайте окрепнуть его воле. Если упрямца необходимо переубедить – обращайтесь к совести ребенка. Приучайте на личном примере. Ребенок в этом возрасте – ум, честь и совесть детства. Не пытайтесь гасить темперамент ребенка, а если действия его становятся разрушительными, направьте их в полезное русло, нагрузите работой. Знайте, что мальчикам в этом возрасте кажется, что у них много друзей, но настоящими друзьями остаются отец, мать, другие члены семьи. Делая из мальчика мужчину, не пытайтесь делать солдата – никаких приказов, только мотивированные объяснения и посильные требования.

Девочки в возрасте Лошади отличаются от мальчиков тем, что вместо логического мышления обладают эмоциональным, а вместо воли – боевитостью. Они более управляемы, легче усваивают родительские наставления, отличаются большим умом и сообразительностью. Они, безусловно, лучшие ученицы, так как более внимательно слушают и учатся, а не пытаются, как мальчики, до всего дойти самостоятельно.

Возраст Лошади – один из ответственнейших периодов жизни ребенка, когда учеба и хозяйство, физическая сила и закалка, обучение всему на свете, а главное – самостоятельности, является неотъемлемой и строго контролируемой родителями частью жизни школьника, особенно первоклассника.

Особенности возраста Быка (от 12 до 17 лет). Если в возрасте Лошади ребенок находился больше под влиянием родителей, то в возрасте Быка он как бы прорывает семейную оболочку и попадает под влияние сверстников, различных социальных групп. В связи с этим по восточному возрастному гороскопу считается, что в 12 лет детство уже заканчивается и начинается юношеский период жизни.

Однако, как и прежде, школьники ходят в школу, занимаются спортом или музыкой, спят, едят, а между тем в них зреют новые люди. Родители всматриваются в своих чад и часто не понимают, почему их дитя становится равнодушным, недовольным или неблагодарным. Не все знают, что хамство подростков, безжалостность их оценок, примитивность и грубость их вкусов и суждений, убожество лексикона – это своего рода защитная реакция ребенка (как и толстая шкура Быка), вступающего в мир реальных человеческих отношений. В возрасте Быка вместо целеустремленного, познающего школьника возникает юный мыслитель и логик, а иногда и циник с сопутствующими этим категориям людей свойствами неполноценности и манией величия.

Открытость и простота возраста Лошади сменяются небывалым упрямством и ершистостью в возрасте Быка, а родители из главных авторитетов превращаются в обычных, ничем не примечательных людей. Их место занимает общество сверстников со своими требованиями, нормами поведения и своим отношением к жизни. И родители, и учителя понимают, что опасность не в самом существовании подростковых объединений, которые неизбежны. Беда современного общества в том, что эти общности бесконтрольны и открыты дурным влияниям.

Важная задача педагогов и родителей – оградить нравственно неокрепшего человека от влияния худших членов подростковых объединений. Это не просто сделать, потому что подросток склонен больше верить товарищам, а не родителям и учителям. Остается испытанный способ – отвлечение: участие в спортивных секциях, технических и гуманитарных кружках, конкурсах и олимпиадах, хозяйственной работе.

Основной задачей возраста Быка следует считать развитие потенциальных способностей. Мечтать и строить планы на будущее, стремиться к их реализации – вот истинное призвание старшего школьного возраста. Проблем добавляет сексуальное созревание. Врачи не советуют начинать сексуальную реализацию в данном возрасте, ибо она снизит тот самый потенциал, который будет необходим в жизни. Обращение к логике и здравому смыслу подростка – один из самых действенных способов предостережения.

Говоря об особенностях поведения девочек в возрасте Быка, следует отметить, что внешние проявления у них во многом тождественны мальчишеским – упрямство, грубость, непослушность. Однако у них значительно меньшая потребность в создании замкнутых групп. Если мальчики меняют ориентацию с семьи на социум, то девочки сохраняют ее на семью и школу. В этом возрасте к девочкам приходит первая любовь, и хотя любовь в возрасте Быка – непрочное, неуправляемое, романтическое, быстро проходящее чувство, все же почувствовать всю его силу девочка может. Отныне она будет глубже понимать свое назначение в жизни. Девочек этого возраста отличает хорошо сформированная, разумная, крепкая воля, поэтому они всегда добьются своего, родители и учителя не должны пытаться переломить девочек-подростков силой.