Проблемы и перспективы создания единой системы информации на основе объединения идей ГСНТИ и ОГАС

В настоящее время идея ОГАС практически забыта. Неудачу ее создания объяснили политическими причинами. Хотя, как было показано в гл. 5, существуют и теоретические проблемы.

Идея ГСНТИ, ее функции, сформированные в конце XX в. и регламентированные постановлениями Правительства РФ [1] от 24 июля 1997 г. № 950 и от 10 июля 1998 г. № 736 в основном сохраняются.

В состав ГСНТИ в соответствии с накопленным опытом, частично закрепленным этими постановлениями, входят десятки федеральных и региональных центров научно-технической информации. Основные работы по развитию ГСНТИ направлены на организацию использования федеральных и региональных информационных ресурсов в области науки и техники, в том числе электронных, на описание этих ресурсов, создание баз данных по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, проведение важнейших научных исследований и разработок в информационной сфере, внедрение общесистемной нормативной базы, стандартов и классификационных систем в области научно-технической информации, гармонизированных с международными, создание телекоммуникационной среды доступа потребителей к уже имеющимся информационным ресурсам ГСНТИ.

В то же время теоретические проблемы и нормативнометодические документы, регламентирующие ее функционирование и развитие, требуют обсуждения.

Постановлением от 24 июля 1997 г. № 950, подписанным Председателем Правительства РФ В. С. Черномырдиным, было утверждено Положение о государственной системе научно-технической информации, согласно которому координация деятельности ГСНТИ была возложена на Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России).

Однако через год Министерство науки и технологий и Российская академия наук Российской Федерации Приказом-распоряжением от 14 октября 1998 г. № 192/15, подписанным Министром науки и технологий М. П. Кирпичниковым и Президентом Российской академии наук Ю. С. Осиповым, возложило функции головной организации ГСНТИ на ВИНИТИ РАН и Миннауки России.

Через месяц Приказом Министерства науки и технологий РФ от 24 ноября 1998 г. № 225 был образован Координационный совет государственной системы научно-технической информации Министерства науки и технологий РФ.

В рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002–2010 годы)" была разработана Концепция создания распределенной информационно-аналитической системы ГСНТИ [2], определяющая комплекс нормативных, организационных и программно-технологических мероприятий, направленных на создание и развитие ГСНТИ России.

В соответствии с этой концепцией основным средством реализации ГСНТИ становится распределенная информационная система (РИС) на базе пяти порталов, объединяющая

ГСНТИ (рис. 8.3), осуществляющая мониторинг состояния электронных информационных ресурсов и навигацию в них. Порталы определены при крупнейших российских центрах научно-технической информации: ВИНИТИ, ГПНТБ, ВИМИ, Институте промышленного развития "Информэлектро", Объединении "Росинформресурс". Распределение основных функций между создаваемыми порталами: приведено в табл. 8.4.

Рис. 8.3. Структура ГСНТИ

Таблица 8.4

Распределение основных функций между создаваемыми

порталами

Центры НТИ

Функции

Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Российской академии наук

Формирование, ведение и обеспечение доступа к ресурсам федерального информационного фонда реферативной информации по опубликованным документам в области точных, естественных и технических наук, навигация по всем ресурсам ГСНТИ, включая ресурсы ВНТИЦ (федеральный фонд по непубликуемым документам – отчетам о НИОКР, диссертациям, алгоритмам и программам), ресурсы ИНИОН РАН и ВНИИКИ, взаимодействие с порталами РАН, Минобразования России и РФФИ, а также порталами, обеспечивающими пользователю выход на зарубежные ресурсы НТИ

Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России

Формирование, ведение и обеспечение доступа к федеральному фонду библиографической информации по отечественной и зарубежной научно-технической литературе, ведение автоматизированной системы российского сводного каталога по научно-технической литературе, навигация по ресурсам научно-технических библиотек ГС НТИ и страны

Объединение РОСИНФОРМРЕСУPC Минпромнауки России

Формирование, ведение и организация использования региональных информационных фондов, баз и банков данных как составной части государственных ресурсов научно-технической информации, включая базы данных о результатах научно-технической и инновационной деятельности регионов России; мониторинг патентной, технологической и производственной деятельности предприятий и товарных рынков в регионах; обеспечение доступа заинтересованных пользователей в регионах к базам и банкам данных ГСНТИ, зарубежным и международным базам и банкам данных

Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский институт межотраслевой информации (ВИМИ) Минпромнауки России

Формирование, ведение и обеспечение доступа к базам и банкам по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса, навигация по аналогичным ресурсам, формируемым другими организациями ГСНТИ и страны

Институт промышленного развития ИНФОРМЭЛЕКТРО Минпромнауки России

Формирование, ведение и обеспечение доступа к информационным фондам, базам и банкам данных по результатам научно-технической и производственной деятельности, технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности; информационно-аналитическое обеспечение по этим вопросам заинтересованных федеральных органов власти и хозяйствующих субъектов

Таким образом, с точки зрения теории систем и структур М. Месаровича в рассмотренной концепции ГСНТИ предложена распределенная стратифицированная структура, координация в которой осуществляется пятью ведущими центрами НТИ в соответствии с их функциональными особенностями и возможностями. По замыслу авторов этой концепции распределенная информационная система ГСНТИ должна представлять собой целостную технологическую и программную среду взаимодействия организаций по обмену электронными информационными ресурсами или информацией об этих ресурсах па основе единых принципов и открытых общепринятых стандартов. Осуществление этого проекта позволило бы создать интегрированную информационную систему, объединяющую федеральные, отраслевые и региональные информационные ресурсы и обеспечивающую в рамках единых стандартов сбор, накопление, обработку, поиск и представление информации в интересах государственных органов власти, субъектов экономики, науки и образования, общества в целом.

Опыт функционирования ГСНТИ последних лет свидетельствует о том, что за прошедшие годы при отсутствии централизованного управления исчезли совсем или изменили характер своей практической деятельности десятки отраслевых информационных институтов и сотни центров научно-технической информации на предприятиях. Возникла проблема получения достоверной информации непосредственно от предприятий, отражающей их состояние, возможности и результаты деятельности. Появление множества частных информационных фирм и агентств, развитие Интернета пока не обеспечивают потребностей как самих участников производства, так и государственных органов управления. Различия в принципах, структуре, составе описания и представления информации, используемой терминологии и поисковых систем приводит к несопоставимости данных, предоставляемых различными производителями информации. Нет единой телекоммуникационной и информационной среды, ориентированной па единые стандарты передачи и обработки информации.

Кроме того, распределенная структура с принятыми принципами координации функций пятью ведущими центрами НТИ могла бы решить задачи координации сбора и хранения информации, но не решает проблему организации доступа к информации.

Иными словами, возникла ситуация, подобная одному из вариантов структуры ОГАС, который предлагал ранее В. М. Глушков. Практическую реализацию варианта создания какой-то специализированной диспетчерской службы или системы диспетчерских служб ОГСДС в этой концепции осуществить не удалось.

В соответствии с закономерностями теории систем в системе важны не только элементы, связи, цели, но и "наблюдатель" но У. Р. Эшби, "стейкхолдеры" но Р. Акоффу, т.е. лица, принимающие решение (ЛПР).

В первоначальной структуре ГСНТИ, приведенной в гл. 6, функции централизованной координации возлагались на Комитет при Президенте по политике и информатизации.

Но в последующих постановлениях и приказах ЛПР "опустили" вначале на уровень Министерства по науке и технической политике, а затем – на уровень организации, находящейся внутри системы (ВИНИТИ) и не обладающей необходимыми правами (компетенциями) для принятия решений по доступу ко всем видам информации, которые должна объединять единая информационная система.

В этих условиях было принято решение о коллективном органе по типу "стейкхолдеров" в теории управления IT-проектами, для чего был создан Координационный совет.

Для усиления координации при образовании коалиций М. Месарович предлагает эшелонированную структуру, в которой информационные и координационные связи должны быть хотя бы прописаны в соответствующих нормативных документах и договорах.

Разработка таких нормативных документов должна базироваться на предварительном исследовании методик и алгоритмов поиска информации для решения соответствующих задач. Эта идея начинает реализовываться.

Для организации функционирования распределенной стратифицированной структуры может быть, например, использована идея, предложенная при решении задачи предоставления населению региона различных пособий, компенсаций, социальных выплат, документов и т.д., которая поставлена как задача автоматизации сбора необходимых сведений и документов и предоставления их лицу, принимающему решение, в электронном виде.

Задача решается [3] путем создания системы, осуществляющей поддержку принятия решений в режиме инициативного информационного обслуживания. Организация информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений и информационных потребностей пользователей при обращении ЛПР или другого лица к информационной системе должно инициировать процесс, с помощью которого обеспечивается поиск необходимой пользователю информации на основе использования территориально-распределенных информационных массивов. В этих условиях задача информационного обеспечения процессов принятия решения представляет собой задачу формирования алгоритмов вызова информационных массивов, хранящихся и актуализируемых в различных распределенных и независимых базах данных и информационных системах.

Для реализации такой информационной системы в условиях распределенных баз данных необходимо на основе полученных алгоритмов разрабатывать соответствующие регламенты.