Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

Существующая в России система ОМС не свободна от ряда недостатков. С принятием в 2010 г. Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в систему были внесены изменения, которые должны улучшить ее функционирование и финансовую устойчивость, способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи.

Так, решена проблема неоказания медицинской помощи гражданину, находящемуся за пределами места постоянного проживания. Ранее схема взаиморасчетов между разными субъектами Российской Федерации была достаточно сложна, медицинские организации часто не получали деньги за лечение "чужого" больного и не были заинтересованы в оказании ему медицинской помощи. Теперь функция межтерриториальных расчетов поднята на уровень Федерального фонда, который аккумулирует у себя часть средств. Законом установлено, что не позднее 25 дней медицинское учреждение, оказавшее помощь и выставившее счет, получит деньги за пролеченного больного. За отказ в предоставлении лечения законом установлены штрафы.

Еще одно нововведение касается права свободного выбора застрахованным медицинской организации, врача и страховой компании. Федеральный фонд ОМС разрабатывает показатели деятельности страховых медицинских организаций. С 2012 г. предусмотрено дополнительное финансирование для страховой медицинской организации в случае выполнения этих показателей. Кроме того, страховые медицинские организации становятся заинтересованными в контроле объема и качества работы медицинских учреждений и оказываемой ими медицинской помощи. Рейтинг страховых медицинских организаций публикуется на сайтах территориальных фондов ОМС и в средствах массовой информации, проводится мониторинг их деятельности по указанным критериям, и результаты такого мониторинга становятся доступны для граждан.

Однако некоторые недостатки при функционировании системы ОМС все же сохраняются. Так, ряд проблем связан с деятельностью медицинских организаций. Новый закон направлен на создание конкуренции между ними, теперь их цель – зарабатывать деньги, повышая количество и качество оказываемых гражданам медицинских услуг. Закон также допустил частные медицинские организации к работе в системе ОМС. Однако так как в данный момент действуют крайне низкие тарифы, не позволяющие окупать расходы, число таких медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС, незначительно. Также медицинские организации вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку в виде достаточно больших штрафов за невыполнение условий оказания медицинской помощи. Особенно остро эта проблема стоит для государственных медицинских организаций.

Некоторые проблемы связаны с функционированием страховых медицинских организаций. В 2011 г. произошло значительное ужесточение финансовых условий их работы. Так, увеличился минимальный уровень уставного капитала с 30 до 60 млн руб., что привело к сокращению количества страховых медицинских организаций. С 2011 г. был введен запрет на инвестирование средств резервов по ОМС, с 2012 г. произошел полный отказ от резервов на уровне страховых медицинских организаций. Таким образом, в случае непредвиденных расходов лечебных учреждений, страховая компания не сможет покрывать их в короткие сроки. Кроме того, инвестиционные доходы возможны лишь от вложения собственных средств. Произошел также рост расходов страховых медицинских организаций, вызванный новыми требованиями к ним.

На сегодняшний день система ОМС часто рассматривается исключительно как источник финансирования здравоохранения, что нашло свое отражение даже в законодательстве. В этом смысле нельзя утверждать, что обязательное медицинское страхование работает как страхование.

Обратите внимание!

В настоящее время обязательное медицинское страхование не полностью соответствует страховым принципам.

В частности, территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации не выполняют всех функций страховщика, практически не управляют риском, подлежащим страхованию, а являются техническими агентами по осуществлению "проплат".

Можно выделить несколько направлений дальнейшего развития системы ОМС в России:

• введение единых норм и правил построения системы ОМС для всех субъектов Российской Федерации;

• утверждение единых правил оценки качества медицинской помощи;

• реализация реального права выбора гражданином медицинской организации и врача;

• увеличение финансирования системы ОМС и улучшение качества медицинской помощи;

• обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами;

• совершенствование деятельности страховых медицинских организаций в системе ОМС.