Проблемы метода в концепции научно-исследовательских программ И. Лакатоса

Британский философ и историк науки Имре Лакатос цель своих исследований видел в логиконормативной реконструкции процессов изменения знания и построения логики развития научных теорий на основе изучения реальной истории науки.

И. Лакатос разработал универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследовательских программ. В рамках этой концепции много места отводится анализу и характеристике методов научного познания. Достаточно отметить, что Лакатос назвал свой подход историческим методом оценки конкурирующих методологических концепций. На основе этого метода он стремился показать, что всякая методологическая концепция функционирует в качестве исследовательской программы и может быть подвергнута научной критике.

Понятия "метод" и "методология" являются ключевыми у И. Лакатоса. Они тесно связаны с важнейшими для его концепции понятиями науки и теории. И. Лакатос показывает: если признать высшей целью науки постижение истины, то следует отдавать себе отчет в том, каковы методы ее достижения. Так, историк науки "должен обратить серьезное внимание на философию науки и решить, какую методологию он положит в основу создаваемой им внутренней истории науки". При этом отмечаются следующие обстоятельства:

– Современная методологическая концепция (или "логика открытия") представляет собой просто ряд правил для оценки готовых, хорошо сформулированных теорий.

– Методология обычно скрыта и не всегда можно ее четко выявить.

– Методология не есть чисто субъективный и произвольный феномен, она "вообще не занимается мнениями и убеждениями".

– Правила и предписания методологии не следует абсолютизировать, а чрезмерно строгие предписания прошлых методологических концепций надо игнорировать.

– Всякая, даже самая верная рациональная методология неизбежно ограничена.

"Научно-исследовательская программа" – основное понятие концепции науки И. Лакатоса. Она включает в себя: а) "жесткое ядро" – целостную систему научных допущений, сохраняющуюся во всех теориях данной программы; б) "защитный пояс", состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" от опровержений; в) нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать ("негативная эвристика").

Особенности научно-исследовательских программ: а) соперничество; б) универсальность; в) предсказательная функция: каждый шаг программы должен вести к увеличению содержания, к "теоретическому сдвигу проблем"; г) основными этапами в развитии программ являются прогресс и регресс, граница этих стадий – "пункт насыщения"; новая программа должна объяснить то, что не могла старая.

И. Лакатос не устает подчеркивать, что любая научная рациональная методология обусловлена рядом внерациональных факторов и нуждается в дополнении социально-психологической, "внешней историей". Одним из внерациональных факторов являются условия неопределенности. Методологическая дисциплина, предметом которой является решение проблем в условиях неопределенности,эвристика. Область эвристики включает в себя неточные методологические регулятивы, а ее главная проблема – разрешение возникающих в науке противоречий. С точки зрения И. Лакатоса, эвристике свойственны догадки, попытки интеграции мышления и чувственного восприятия, сознания и бессознательного: "Программа складывается из методологических правил: часть из них – это правила, указывающие, каких путей исследования нужно избегать (отрицательная эвристика), другая часть – это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (положительная эвристика)".