Проблемы эстетического воспитания личности. Художественная культура личности

Полноценная личность, отличающаяся просто от человеческого индивида (многие индивидные признаки заложены изначально, биологически), немыслима без сложных взаимодействий с социальной реальностью, социальным бытием. Развитое эстетическое сознание - обязательный атрибут личности, гармонически развитой. Эту цель выполняет эстетическое воспитание.

Следует помнить, что воспитание, во-первых, не ограничивается детским (подростковым и т.п.) возрастом, а совершается на протяжении жизни. Во-вторых, не обязательно является целенаправленным, поскольку каждодневная действительность обладает воспитательным потенциалом. Отсюда наша ответственность за окружающих, поскольку сами факты нашего поведения легко могут выступать в качестве положительного или отрицательного примера.

Идеал гармонически развитой личности находим уже в античности; характерно, что духовное и физическое совершенство мыслились взаимодополняющими (идеал калокагатии) понятиями. У многих авторов, оставивших эстетическое наследие, мы находим определенные мысли об эстетическом воспитании, подчас целые проекты, хотя последнее вовсе не значит, что таковые могли быть осуществлены в реальности. Но помимо воззрений той или иной личности, того или иного философа, определенная эпоха, определенный общественный уклад несли в себе и определенный воспитательный потенциал, и общепринятую систему взглядов на методы и цели эстетического воспитания. Однако идеи абсолютной гармоничности человека зачастую бывали утопичными. Это хорошо видно на примере ренессансных проектов, разочарование в которых наступает в период Позднего Возрождения. Интересно и то, что сами эти проекты сильно отличались друг от друга. Так, утопическое государство Томаса Мора, помимо черт платоновского влияния, во многом напоминает сообщество с монастырским укладом (чему способствовало личное монашество Мора) и уж никак не похоже на "Телемскую обитель" Ф. Рабле. Разумнее придерживаться реалистической точки зрения на возможности совершенствования человека.

В соответствии с выделенными выше объектами эстетического исследования можно утверждать, что эстетическое воспитание подразумевает общение с прекрасным во всех его проявлениях. Прежде всего следует выделить:

- общение с прекрасным в природе;

- с искусством (не случайно Ф. Шиллер рассматривал театр как воспитательное учреждение);

- общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.

То, что многие представляют себе эстетическое воспитание как исключительно ознакомление с искусством, влечет не только ущербность, неполноценность такого воспитания, но и ряд негативных эффектов, вплоть до профанации прекрасного и формирования неприязни ко "всяким там экскурсиям" и "очередным беседам о прекрасном". О воспитательных возможностях искусства уже говорилось в связи с его функциями. Поскольку искусство моделирует мир, может реализовываться его воспитательная возможность. Человек способен познать ценность, столкнувшись с ней вначале не в жизни, а в искусстве. Однако надлежит помнить, что искусство, каким бы совершенным оно ни было, не может заменять жизнь. Отсюда понятна опасность таких воспитательных стратегий, когда человек, подобно королю Людвигу Баварскому, существует только и исключительно в атмосфере искусства. Результатом будет утрата способности воспринимать реальность, формирование "социальной инвалидизации". Следует вспомнить, что и отрешение баварского монарха от престола (кстати, совершенно оправданное) было вызвано катастрофическим положением дел в стране, начиная с финансовой жизни, поскольку Людвиг и не мог, и не хотел заниматься делами. Отсюда вполне естественно, что человек должен понимать, что жизнь не строится по сюжетным канонам волшебной сказки.

Эстетическое воспитание в полноценном его понимании неотрывно от нравственного воспитания, в противном случае результатом будет эстетство. Предполагается, что в ходе эстетического воспитания человек учится:

- распознавать прекрасное;

- сохранять прекрасное;

- совершенствовать и умножать прекрасное. Воспитанию должна быть присуща всесторонность

и "тотальность" - чем больше эстетически значимого окружает человека, чем менее остается незаполненных пустот, лакун, тем эффективнее процесс воспитания.

Цель воспитания - формирование личности, способной воспринимать и распознавать красоту. Возникает вопрос, преследуется ли здесь цель воспитания творческих способностей. Как уже указывалось выше, творческая способность оказывается суммой целого ряда составляющих, включая биологические, менять которые невозможно. О процессах воспитания с учетом биосоциальной природы человека писал в своих работах В. П. Эфроимсон. Насильственные попытки воспитать музыканта из человека с органическим нарушением музыкального слуха или художника из ребенка с дисграфией дают в лучшем случае нулевой результат, в худшем - оборачиваются психологической травмой. Однако не быть художником - вовсе не означает не чувствовать прекрасное. А эта способность может и должна быть развита. Таким образом, одна из задач эстетического воспитания - воспитание вкуса. Кроме того, в начале данной главы мы указали, что эстетическое не ограничивается областью искусства. Даже обыденное поведение человека, ограничивающееся бытом и иными приземленными областями, может демонстрировать то, насколько он воспитан эстетически. Если же учесть неразрывность эстетического совершенства с нравственным, то каждодневные поступки человека, не обладающего одаренностью ни в одном из искусств, прекрасно свидетельствуют об эстетическом развитии или отсутствии такового. Мера восприятия прекрасного может свидетельствовать о мере приближения человека к счастью.

Отсюда понятно, насколько важно присутствие прекрасного во всех сферах человеческой жизни, начиная с культуры общения, дизайна домашнего интерьера, выбора домашних предметов, особенностей речи. Вслед за В. В. Розановым можно заметить, что человеческий Дом является первичным источником формирования эстетического отношения к действительности. Кроме того, вновь актуализируется важность храма, храмового действа, вообще религии для эстетического воспитания. При этом речь не идет о простом эстетстве, когда храм воспринимается как экстравагантный вид музея или театра, а о религиозной эстетике, связанной с подлинной религиозностью личности.

Поскольку эстетическое обладает социальным измерением, то и эстетическое воспитание не ограничивается только семейным воспитанием. Вся стихия социальной жизни либо эстетически совершенствует, либо эстетически ломает человека. О многих негативных социальных явлениях в современной культуре будет рассказано в гл. 4.

Если у ребенка очевидно выражены задатки художественных способностей (обычно это разные степени одаренности), то, безусловно, должны быть предприняты попытки по их целенаправленному "выращиванию" и совершенствованию. В. П. Эфроимсон в книге "Генетика гениальности" утверждает, что количество гениев среди разных народов, человеческих популяций вообще одинаково, количественное же неравенство, которое мы замечанием, - результат невыявленности гения. Хотя в упомянутой книге речь идет преимущественно о гениальности, многое из сказанного можно отнести и к одаренности, включая художественную. Для воспитания художественно одаренных личностей существует система кружков, студий, учебных заведений. Верное распознавание художественной одаренности, ее адекватная оценка (без завышенных или заниженных ожиданий, а также соотносительно с иными способностями и наклонностями, например, к точным или естественным наукам) и следующие за этим действия являются в немалой степени предметом ответственности окружающих. Кроме того, наличие художественной одаренности само по себе не обязывает человека профессионально посвятить себя именно искусству. Решая такие вопросы, окружающие должны проявлять педагогическую мудрость и дальновидность.