Проблема психосоциального благополучия

Еще один элемент социального конструирования этничности при посредстве массмедиа – межкультурное самоотождествление личности, которое мы, как отмечали, можно рассматривать прежде всего в качестве одного из важнейших показателей ее психосоциального благополучия.

В науке данный термин определятся как "психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя – целиком или частично – по его образу. Построение и обособление личности осуществляется посредством (само)огождествлений"[1]. Самоотождествление (в нашем контексте – соотнесение себя с представителем того или иного этноса) может быть затруднено прежде всего проблемами межкоммуникационного характера. Одной из них, по мнению экспертов, является проблема низкого уровня межкультурной компетенции личности.

Межкультурная компетенция в идеале обуславливается отсутствием языковых барьеров, знаниями страноведческого или регионоведческого характера, определенных фактов культуры, а также чаще всего включает некий социальный опыт и определенные умения, без которых затруднено понимание действий или поведения человека, живущего в иной культуре. Как нам кажется, современная практика с неотложностью предполагает наличие в числе данного рода характеристик и того, что именуется в современной науке моделями коммуникативных действий и их интерпретаций. Ведь толерантность/интолерантность личности как форма принятия/ неприятия чужой инаковости, терпимость/нетерпимость к разнообразию и готовность/неготовность подвергать сомнению некоторые собственные представления и нормы, принятые в ближайшем окружении, характеризуют индивида не только (или даже не столько) в повседневном бытии.

Очень любопытна в данном контексте точка зрения Е. Филлипс[2], которая в научной статье использовала очень яркую метафору. Автор, в частности, убеждена, что изучение языка и страноведения без изучения основ мировоззрения представителей изучаемой культуры подобно взгляду на мир одним глазом. Вместе с тем в процесс формирования картины мира для любого индивида, как, впрочем, и для представителей тех или иных социумов, сегодня включены не только профессиональные журналисты, но и коммуникаторы других типов. В первую очередь – представители интернет-сообщества. Следовательно, как мы уже не раз отмечали, парадигма развития информационной культуры общества в целом и профессиональной культуры журналиста в частности предполагает их тесную взаимосвязь. Ведь новейшая практика перед специалистами массмедиа постоянно ставит новые задачи. Они обусловлены как развитием и перманентным совершенствованием технологий, так и все расширяющимися возможностями практически любого человека в получении информации.

Вместе с тем исследователи, в частности профессор Ю. М. Ершов, с тревогой отмечают, что "проблема монополии на информацию и цензуры является для России критически важной при переходе к более конкурентному экономическому укладу. В условиях олигархической экономики и системной коррупции, основанной на переплетении власти и собственности, надо признать, что у нас нет никаких рычагов для борьбы с этим злом, кроме свободы прессы и демонополизации информационных рынков. Проблема эта слишком глубока, и административно урегулировать ситуацию вряд ли удастся. Хвост, как сегодня, неизбежно будет вертеть собакой. СМИ необходимо моделировать [курсив мой] в соответствии с задачами дня, но еще важнее – с задачами XXI века"[3].

Следовательно, профессиональная медиадеятельность требует от коммуникаторов не только активной жизненной, но и информационно и, самое главное, творчески (небанально, нестереотипно) выраженной в том или ином продукте данного рода деятельности позиции. Ведь сами по себе новейшие технологии передачи информации представляют из себя лишь канал, и не более того. Контент той же Глобальной сети нередко на 90% состоит из "репостов". А вот убедить коммуниканта принять точку зрения другого человека, поучаствовать в дискуссии на страницах печатных СМИ, сетевых изданий, в эфире телевидения или радио, просто задуматься, наконец, над тем, как без проявления агрессии или, не дай бог, рукоприкладства и крови разрешить актуальную общественную проблему, – значит сделать первый шаг к тому, что можно обозначить как вклад в формирование толерантного отношения к окружающим тебя людям.

В случае же с социальным конструированием этничности при посредстве массмедиа это вдвойне актуально и, как особенно свидетельствуют события последнего времени, первостепенно важно.