Проблема понимания

Прежде чем приступить к последовательному рассмотрению этапов продуктивного учебного занятия, остановимся на проблеме понимания знаний. Большая беда нашей школы – непонимание учениками основных положений, понятий и терминов, которые должны быть у них к определенному времени уже сформированы. Это препятствие – результат поверхностного усвоения программы, оно возникает, как правило, в начальной школе. Программы начального образования перегружены, в них много новых понятий и терминов, но учителя не имеют ни времени, ни возможности формировать полноценные продуктивные знания и умения. Эта беда переходит дальше – в основную, среднюю и высшую школу, где непонимание прочитанного становится главным препятствием продуктивной эдукации.

Очень часто ученики не могут усвоить новых знаний и умений именно потому, что у них не сформированы элементарные знания и умения. Приходится ликвидировать пробелы, но другого пути нет, если мы хотим использовать продуктивную технологию. Если педагог, например, в девятом классе установил, что формулу сокращенного умножения ученики не понимают, потому что вообще не понимают смысла умножения, то у него нет другого выхода, кроме как, отклонившись от программы, начинать изучение умножения за второй класс. Когда элементарные понятия и действия будут сформированы, осознаны, процесс пойдет быстро и потраченное время можно будет наверстать. Именно так действуют умные репетиторы, которые сначала устанавливают пробелы в знаниях и умениях учеников, потом устраняют их, сколько бы это ни требовало времени и усилий, а затем быстро доводят ученика до запроектированного уровня обученности.

Остановимся на проблеме понимания слов, терминов. Это препятствие возникает на каждом шагу, но своевременно не устраняется. Непонимание накладывается на новое непонимание, и тогда о сознательном обучении можно забыть. Каждое пропущенное слово приводит к непониманию еще нескольких слов. Непонимание множится и ветвится. Начинаясь с малого, простого и легкого, оно перерастает во всеобщую угрозу, полностью парализующую мышление ученика. Ему не остается ничего другого, кроме как заучить материал, запомнить и бездумно повторить. Между тем, чтобы преодолеть эту проблему, нужно совсем немного: в том месте, где появилось новое непонятное слово, необходимо растолковать его, объяснить, связать с известным. К. Д. Ушинский предостерегал: учитель не имеет права вводить ни одного нового слова, понятия, на понимание и усвоение которого, он не рассчитывает. Рене Декарт высказался однозначно: "Правильно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений". "Каждый слышит лишь то, что понимает", – писал Альфред Адлер.

Объяснение и прояснение слов – важная часть труда педагога на продуктивных уроках. Учитель должен взять себе за правило: если оказалось, что ученики не понимают слов и терминов, то тема изучается заново с того места, где непонятные слова впервые появились. Исследования подтверждают: после непонятого либо пропущенного слова рассказ или текст уже не воспринимаются, т.е. дальше можно не рассказывать. Доступность, вразумительность и читабельность текстов зависят от того, насколько язык автора близок большинству читателей. Если используется привычная лексика в ее общепринятом понимании, то для аудитории она будет ясна. Но если вводится новое понятие, необходимо дать его детальное определение, объяснить его понятным языком, и на это не нужно жалеть ни сил, ни времени.

Николай Курдюмов в своей книге "Педагогическая опупема" приводит пример, как литераторы рассказывали 5–6-летним детям в садике о российских писателях. "Вроде говорили просто и ласково. К счастью, воспитательница догадалась расспросить ребят: что же они услышали? Много интересного! Один – что писателем был толстый лев. Другой – что это вообще был Тигр Толстой. Вот он – уровень нашего учительского снобизма: мы “сеем разумное” и не опускаемся до того, чтобы поинтересоваться: как нас поняли?"

Предлагаем педагогам очень простой тест на понимание детьми нашего рассказа. Ученик полностью понимает вас тогда, когда может завершить начатую вами фразу. Исключение составляют новые термины, понятия, слова, значение которых нужно всесторонне растолковать.

Очутившись в школе, ребенок попадает в мир непонятных слов. Определения, которые ничего для него не определяют, а только еще сильнее запутывают, вопросы без ответов – все против детского понимания. Начиная с первого класса, в уме ученика копится большое количество непонятых слов. В результате у него формируется неспособность понимать, делать, действовать, применять. Устраним эту неспособность, и все дети станут гениальными, потому что все будут понимать. Отсюда следует вывод – и простой, и сложный одновременно: учитель должен добиваться абсолютного понимания своими учениками. Продуктивное образование невозможно без полного понимания знаний.