Проблема коррупции и некомпетентности

Специалисты международных исследований отмечали в 1990-е гг., что международных инвесторов привлекают государства, известные некомпетентностью и коррупцией чиновников. Разумеется, местные деловые круги не могут не сотрудничать с таким государством и служащими. Они должны или работать с этой системой с ее ошибками, или вообще не работать. Доверие к государству местных предпринимателей имеет прямое отношение к их экономическим действиям. Во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой, бизнесмены считают, что их государства и некомпетентны, и коррумпированы. Они соответственно инвестируют минимум капиталов в своих странах, вкладывают средства в другие страны или просто переводят их в "спокойные гавани" в отдаленных оффшорах. В докладе Всемирного банка была подчеркнута настоятельная необходимость в лучшем управлении на всех уровнях, в том числе в высших эшелонах власти. Коррупция, злоупотребление государственной властью для личных целей являлись проблемой управления в каждой стране. Однако в современных условиях эти явления приобрели критическую массу и стали угрожать нормальному функционированию обществ многих стран, особенно бывших социалистических (в частности, России), что вызывает удивление во всем мире. Способы, которыми коррупция подрывает законность, стали центральной проблемой в дискуссиях 1990-х гг. Речь идет лишь о разных масштабах этого явления в разных странах. Серия широко освещенных "коррупционных" скандалов помогла продвинуть проблему в центр международного внимания. Политикам и чиновникам были предъявлены иски за взятки в некоторых странах ОЭСР, в том числе в СНГ, Азии, Латинской Америке, США (громкий эпизод с Bank of New York), Италии, других странах. Преступления включали в себя нелегальные платежи государственных контрактов по инфраструктурным, оборонным, производственным и сервисным проектам. К ним относились: финансовая поддержка наркоторговли и другие организованные криминальные выплаты; переводы крупных валютных средств из кризисных стран в западные и офшорные банки чиновниками, в том числе правительственными и иными должностными лицами.

Курсовые колебания. Глобальный кризис и последовавшая за ним Великая рецессия, несомненно, привели к ослаблению всей мировой валютной системы, неустойчивости не только валютных курсов, но основных валют — доллара и евро. В 2009— 2010 гг., казалось, ослабляется доллар и усиливается евро, но с лета 2011 г. стал разворачиваться долговой кризис в зоне евро, когда резко ослабли кредитные позиции банков и целой группы стран. Это повлекло укрепление доллара и ослабление евро. Нестабильность и неустойчивость в целом всей валютной системы стала более чем очевидной. Ослаблению евро способствовало также значительное сокращение экспорта международной торговли многих стран ЕС. Традиционно международная валютная система, в которой большую роль играет МВФ и международная торговля, связанная с МВФ, рассматривается как разные механизмы, выполняющие различные функции в системе международных экономических отношений. В то же время курсовая валютная политика и международная торговая политика самым тесным образом взаимосвязаны. Это обстоятельство подчеркивает профессор Дартмутского колледжа Дуглас А. Ирвин[1]. По его мнению, напряженность во взаимоотношениях между этими двумя системами с очевидностью проявлялась в прошлом (например, во время Великой депрессии) и может обретать все большую значимость в предстоящие годы. Чтобы избежать этого членам МВФ и ВТО необходимо провести совместную работу по разрешению споров в области курсовой политики (особенно между США и Китаем), которые могут негативно отразиться и на других странах в сфере международной торговли.

К сожалению — отмечает Дуглас Ирвин, — при строительстве мирового экономического порядка после Второй мировой войны не всегда принимались во внимание уроки описанного выше периода. Вместо признания того, что гибкие обменные курсы позволяют проводить независимые ответные меры денежно-кредитной политики в зависимости от собственной экономической ситуации в стране, большинство экономистов и лиц, отвечающих за экономическую политику, с ужасом воспринимали ситуацию 1930-х гг., которую они считали валютным хаосом. Поскольку страны отказывались от золотого стандарта в различные времена, изменения обменных курсов были крупными и резкими, нанося сильные удары по мировой торговле и финансовым рынкам. Так как фиксированные обменные курсы считались нормой, эти изменения стали называться конкурентными девальвациями. Подразумевалось, что они представляли собой политику, с помощью которой страны улучшали свои конкурентные позиции за счет других, по существу, действуя с позиций "разори соседа"[2].

Проблема обменных курсов — ключевая для мировой валютной системы. Все реформы последних десятилетий сводились к попыткам решить именно эту проблему. Но она, похоже, не имеет решения при той дихотомии, которая заложена в основу самой системы. Ее суть состоит в том, что главная резервная валюта мира одновременно является национальным расчетным средством. Здесь (помимо других издержек этого положения вещей) изначально был заложен органический порок — возможность отрыва резервной валюты от собственно экономики, в частности от материального производства. Происходящие по мере осуществления политики дерегулирования банковско-финансовой сферы в США в начале 1980-х гг. процессы перекинулись на всю глобальную финансовую сеть.