Проблема экономической отсталости

В глобальном плане эта проблема проявляется в том, что значительное число стран (где, но некоторым оценкам, проживает до половины населения земного шара) всё более отстаёт от процветающих государств. Разрыв между ними по степени развития производительных сил, уровню и качеству жизни людей измеряется десятками раз и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, усиливает международную напряжённость, угрожает всеобщей безопасности.

Так, по данным ООН, за чертой бедности в мире сегодня живут 1,5 млрд человек (только в миллиардной Индии таких людей около 77%). Причём число беднейших стран в мире за последние 30 лет почти удвоилось, увеличившись с 25 до 49. Настоящий "очаг бедности" сосредоточен примерно в двух десятках стран Африки к югу от Сахары. Среднегодовой доход на душу населения там "топчется" вокруг 365-долларовой отметки (1 доллар в день), а в Эфиопии он опустился даже до 100 долл, в год.

Главные факторы бедственного положения стран обобщённо можно свести к четырём взаимосвязанным позициям (рис. 8.23).

Первый фактор – отсталость производственной базы бедных стран. Он проявляется преимущественно в аграрном характере их экономики и слабости промышленности; в том, что они не прошли стадию индустриализации своих национальных хозяйств. Производство в этих странах отличается низкой фондовооружённостью, примитивностью техники, технологии и организации, низкой продуктивностью, острой нехваткой основного капитала и накопления.

Рис. 8.23. Основные факторы и пути преодоления экономической отсталости стран

Второй фактор – неэффективность применения трудовых ресурсов – наглядно проявляет себя в высокой безработице и значительном недоиспользовании рабочей силы, в плохом её стимулировании и низкой производительности труда. Плюс к этому, в слаборазвитых странах не хватает квалифицированных работников, специалистов, а также способных и энергичных предпринимателей. Дело усугубляется активной "утечкой умов" и отсутствием обыкновенной воли к развитию у многих людей. А значение такой воли решающее: благоразумные и деятельные нации, говорит Норс, всегда богатеют, "а медлительные лентяи беднеют" (10-1,421).

Особо негативную роль играет третий фактор – неэффективность государственного регулирования экономики. Дело в том, что для преодоления нищеты отсталые страны больше других нуждаются в так называемом благо́м управлении (по терминологии ООН) со стороны государства. Такое управление предполагает активное и действенное регулирование социально-экономической жизни в интересах всего общества: создание хорошо функционирующих и подотчётных органов власти, содействие хозяйственному развитию и народному образованию, проведение земельной и других реформ, сдерживание роста населения, обеспечение демократии, гражданских прав и свобод человека, законности и порядка в стране.

Практически же деятельность государства часто неэффективна из-за бюрократизма и некомпетентного управления экономикой, торможения реформ чиновниками и компрадорской[1] частью национального бизнеса, из-за развития государственного монополизма и других антирыночных процессов, проводимых в интересах правителей, формализма, показухи, коррупции, элементарного кумовства.

Названные три фактора дополняют неблагоприятные условия для развития отсталых стран. Здесь на первый план выступают следующие шесть тормозящих моментов. Так, во-первых, это нехватка пахотных земель и других природных ресурсов. Когда же эти ресурсы есть, то их разработку ведут транснациональные корпорации (ТНК), которые перераспределяют доходы в свою пользу. Тут же, во-вторых, негативно действует и неблагоприятный для высокопроизводительного ведения сельского хозяйства тропический климат: он либо слишком сухой, либо слишком жаркий.

Бедные страны, в-третьих, оказались в порочных условиях внешней торговли: они экспортируют в основном сырьё и сельхозпродукты (а спрос и цены па них падают), цены же на импортируемую ими технику растут – образуются грабительские "ножницы цен". Положение усугубляют, в-четвёртых, огромные и всё возрастающие внешние долги (суммарно по четырём десяткам беднейших стран мира они достигли к рубежу XX–XXI века 215 млрд долл.).

Вперед напа́сть, в-пятых, – перенаселённость, нищета, неграмотность значительной части населения этих стран, низкие доходы и потребительский спрос, катастрофическая обстановка с заболеваемостью (в пяти странах Африки СПИДом задето уже до 20%(!) жителей). Ну и последнее, в-шестых: серьёзным тормозом экономического развития является отсталость общественных отношений в бедных странах. Тут и феодальные, а то и родоплеменные пережитки; междоусобные распри и войны (причина которых зачастую – примитивная ксенофобия[2]); тут же и кастовость[3], религиозная неумеренность, обогащение правящей верхушки за счёт народа и т.д.

Таким образом, у слаборазвитых стран сложился своего рода порочный круг бедности (рис. 8.24). Будучи бедными, они постоянно воспроизводят своё бедственное положение по замкнутой цепочке: – низкие доходы сдерживают – накопление необходимых факторов производства (капитала и квалифицированных трудовых ресурсов), что, в свою очередь, неизбежно – тормозит рост производительности труда, а это вновь – обрекает общество на низкие доходы. Порочность этой круговерти ещё усиливается быстрым ростом населения. Причём выйти из столь тяжёлого заколдованного круга очень трудно. Вместе с тем очевидно, что улучшить своё положение могут прежде всего сами эти страны, решая такие ключевые задачи, как: проведение стимулирующих производство социально-экономических преобразований, аграрных и рыночных реформ; обеспечение накопления капитала, индустриализации экономики и роста фондовооружённости труда; осуществление режима экономии, разумной государственной политики в управлении национальным хозяйством, динамикой народонаселения и другими общественными процессами.

В то же время нельзя не отметить, что многие отсталые страны, не так давно добившиеся политической независимости, считают себя жертвами экономического неоколониализма, т.е. несправедливой, неравноправной политики со стороны развиты́х стран.

Рис. 8.24. Порочный круг бедности слаборазвитых стран

Понятие неоколониализма требует определённых пояснений. Так, колониализм вообще – это система политического и экономического господства более сильных государств над другими странами и народами (захват их территорий, подавление самостоятельности, своекорыстное использование их ресурсов и т.п.). Будучи начатой ещё в XV–XVII веках, политика колониализма достигла пика своего развития в первой половине века ХХ-го.

Основные звенья колониальной системы – империи, метрополии и колонии. Импе́рия (от лат. imperium – власть, государство) представляет собой крупное и мощное государство, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств. Империю образуют (а) метропо́лия (от греч. meter – мать + polis – город), т.е. государство, завладевшее чужими землями (например, Британия, Франция, Россия), и (б) её колонии (от лат. colonia – поселение), т.е. территории, лишённые самостоятельности и подвластные метрополии.

Во второй половине XX века система колониализма рухнула, десятки стран обрели политическую самостоятельность, но социально-экономическая зависимость (производственная, финансовая, технологическая, научно-техническая, образовательная, информационная и т.д.) отступает гораздо медленнее. Эту-то реальную зависимость развивающихся стран от развиты́х и связанное с ней возможное неравноправие между государствами и народами и называют неоколониализмом (нео: от греч. neos – новый).

Страны, считающие себя жертвами неоколониализма, начиная с 1970-х годов, требуют установления нового международного экономического порядка (НМЭП), который актуален до сих пор (рис. 8.25). Сами по себе требования такого порядка во многом, видимо, справедливы. Однако всё тут не столь уж однозначно.

Рис. 8.25. Основные требования программы НМЭП

Так, ряд развиты́х государств (Великобритания, США) готовы помогать беднейшим странам выйти из "долгового штопора" путём списания части их задолженности, но при условии, что высвобождающиеся при этом средства будут использованы не на военные и бюрократические пели, а на социально- экономическое развитие. Разве это не обоснованное требование?

Или более конкретный пример: на фоне массового голода и крайнего истощения народа Эфиопии правители этой страны сами живут во дворцах и периодически ведут разорительную (но некоторым оценкам, до 600 тыс. долл, в день) войну с соседней Эритреей. Стоит ли в таком случае Западу откликаться на просьбы о помощи со стороны эфиопских властей?

В то же время, по мнению ряда аналитиков, некоторые африканские страны вообще не способны самостоятельно выйти из порочного круга бедности. Поэтому предполагается установить над ними международную опеку ООН, в рамках которой "клуб цивилизованных государств" помог бы отсталым народам подняться на уровень современного социально-экономического развития.