Проблема детско-родительских отношений

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Родители – отец и мать но отношению к своим детям. Родительская семья – семья, в которой родился человек. Детско-родительские отношения – определенные типы взаимоотношений между родителями и детьми.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения, типы отношений "мать – ребенок"; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей, черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса, семейные роли ребенка, стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие "родительское отношение" имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителей и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Взаимоотношения в семье – форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов. Взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания, накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения; социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; от типа семьи – многодетная, малодетная; ее структуры – главенство и подчинение; психических и личностных свойств родственников; степени их совместимости, конфликтности.

Воспитательная ситуация в семье – это процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава. Воспитательная ситуация в семье учитывает влияние взрослых членов семьи (отец, мать, дедушки и бабушки) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек.

Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и народом за воспитание своих детей. При невыполнении родителями установленных законом норм по воспитанию своих детей государство через суд имеет право лишить родительских прав и направить детей за счет родителей в воспитательное учреждение. Ответственность родителей за воспитание детей наступает при: подстрекательстве детей к совершению ими преступлений; посылке их нищенствовать; оставлении детей без помощи и воспитания; жестоком обращении с детьми; злостном уклонении от уплаты алиментов.

Проблема отцов и детей вечна, в ней заложено зерно конфликта – отцы и дети принадлежат к разным поколениям. Среди них нет хороших и плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии. Если в раннем детстве этот изначально заложенный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях.

Особенно ярко это проявляется в период, когда дети вступают в переходный возраст. Именно тогда конфликты из скрытых форм переходят в открытые и воплощаются в противостоянии детей и "надоевших предков". В дело вступает подростковая среда, стихия улицы, которая по-своему влияет на детей, усиливая их претензии к родителям. Она по большому счету формирует вкусы, стереотип поведения, любимые занятия, язык, взгляды на жизнь, далеко не во всем совпадающие с мнением старших. Родители, без которых маленькие дети не могли ступить ни шагу, раздражают, но в то же время они нужны как обслуга и спонсоры.

Взрослея, молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей его в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.

Конфликт между поколениями, живущими под одной крышей, предопределен и неизбежен. Весь вопрос в том, в какой форме он проходит. В гармоничной семье умные уравновешенные родители сумели выстроить отношения, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родителей будут дополнять друг друга и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, запять какое-то место в обществе.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым и вялотекущим, хроническим. Если конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, родители и дети наносят друг другу психологические травмы, что в дальнейшем делает примирение маловероятным. Происходит разрыв связей между детьми и родителями.

Понятия "родительская позиция" и "родительская установка" используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

1. Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение ("маленький неудачник") (А. Я. Варга, 1987).

2. Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н. Дружинин, 1996).

3. Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

4. Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А. С. Макаренко).

5. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские, отношения: заискивающий "миротворец"; "обвинитель"; расчетливый "компьютер"; сбитый с толку, "отвлекающийся".

6. Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются нс автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понимать и уважать его индивидуальность, Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. "Закостенелая", инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на "зону ближайшего развития" ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на измене общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

1) его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

2) возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

3) темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

4) религиозность;

5) национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

6) социальное положение;

7) профессиональная принадлежность;

8) уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через тс роли, которые играет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения[1]. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: "козел отпущения", "любимчик", "примиритель", "беби". "Козел отпущения" – это объект для проявления взаимного недовольства супругов- родителей. "Любимчик" заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, "беби" с очень ограниченными правами. "Примиритель" вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: "ребенок-обуза" "ребенок- раб", "ребенок-любовник" (одинокая, как правило, мать настаивает на "отношениях для двоих", закрепощает ребенка в узах своей любви); "ребенок как оружие" в борьбе с супругом; ребенок – "заместитель мужа" (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью)[2].

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируются от обособленности до зависимости.

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, рассредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивностъ, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три типа отношений: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: "Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом".

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком): "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним".

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения): "Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю".

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): "Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит".

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция): "Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело".

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция): "Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям".

Преследование (антипатия, неуважение, близость): "Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!"

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция): "Я не хочу иметь дела с этим негодяем".