Проблема атрибуции трудов политических деятелей

Атрибуция – определение авторства – обычно включает анализ автографов без заверительной подписи или статей, анонимно опубликованных автором на страницах периодических изданий.

Проблемами атрибуции занимается научная дисциплина текстология.

Текстология (от лат. textum – связь слов и греч. logos – учение) – вспомогательная дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста. Она изучает письменные произведения с целью установления авторства по характеру изложения или индивидуальному стилистическому почерку; правильности введения в текст документов, цитат; выявления завуалированной информации, скрытого смысла; разъяснения архаизмов и пр.

Текстологический анализ базируется на всестороннем изучении подготовительных материалов и может включать графологический анализ и анализ топографических признаков рукописей с целью определения этапов авторской работы и локализации отдельных текстов.

В советском источниковедении особое значение придавалось атрибуции текстов В. И. Ленина, что было обусловлено необходимостью подготовки собраний сто сочинений. Например, А. М. Володарская в 1960-х гг. на материалах газеты "Правда" 1912–1914 гг. проводила атрибуцию неизвестных ранее ленинских статей. В одном случае авторство удалось установить с помощью документа, найденного в архиве, в другом – решающую роль сыграли высказывания об одном из исторических деятелей, содержавшиеся в ранее написанных В. И. Лениным статьях. Исследователь обращала внимание на характерный стиль, употребление "специфических оборотов речи, выражений, словечек", свойственных языку В. И. Ленина и не встречавшихся у других авторов. Подводя итог, Λ. М. Володарская отметила необходимость изучения идейного содержания исследуемой работы, сопоставления изложенных в ней мыслей, анализа документальных материалов и опубликованных, и архивных источников о деятельности предполагаемого автора, анализа языка данного произведения, его стилистических особенностей.

По сложившейся традиции, если какие-то документы ранее вошли в "партийную историю" как ленинские, они продолжали считаться таковыми, даже если по этому поводу возникали сомнения. Так, во втором и третьем изданиях собраний сочинений В. И. Ленина были напечатаны резолюции совещания расширенной редакции газеты "Пролетарий" 1909 г., хотя В. И. Ленин докладчиком не был и проектов резолюции не вносил. В 19-й том пятого (полного) собрания сочинений, вышедший в 1961 г., эти резолюции были также включены на том основании, что В. И. Ленин руководил совещанием и документы выражали ленинскую позицию.

В современной науке имеет место иной подход. Так, московский исследователь В. А. Сахаров не видит необходимости доказывать, что тот или иной документ не принадлежит В. И. Ленину. Он видит свою задачу в доказательстве того, что документ принадлежит В. И. Ленину. Иначе говоря, по мысли исследователя, "ленинским может считаться только тот документ, ленинское авторство которого доказано".

Мнение

Например, по мнению В. А. Сахарова, многие современные представления о так называемом "Политическом завещании" В. И. Ленина явились результатом, с одной стороны, добросовестного заблуждения историков, возникшего из-за отсутствия доступа к засекреченным ранее материалам, а с другой – преднамеренного создания исторических мифов под влиянием политической конъюнктуры. В ходе источниковедческого анализа исследователю удалось обнаружить подтверждение работы В. И. Ленина над некоторыми из текстов "Завещания", зафиксированной в документах делопроизводства ленинского секретариата и документах Политбюро. Однако главное внимание автор сосредоточил на выявлении реальной связи содержания текстов "Политического завещания" с происходившей внутри ЦК РКП(б) политической борьбой. Исследователь пришел к выводу о наличии в комплексе документов, подлинники которых представляют собой машинописные тексты, двух блоков: 1) ленинское авторство которых легко доказывается; 2) ленинское авторство которых не доказывается никоим образом. Вопрос атрибуции последних В. А. Сахаров оставил открытым.

В любом случае при необходимости атрибутировать текст исследователь изучает его в целом, по разделам, частям, фразам, отдельным выражениям. Проводится сопоставление изучаемого материала с другими произведениями предполагаемого автора сходного периода для определения круга интересовавших его в то время проблем. Анализируемый текст сравнивается также с тематически однородными произведениями других периодов. Необходимо выявлять документальные свидетельства о факте написания или намерении написать работу по данному вопросу в личных архивах предполагаемого автора и в воспоминаниях его современников. Большое внимание должно уделяться литературному стилю произведений.