Признаки образовательного процесса и его структура

Особенности педагогического процесса не ограничиваются возможностями интеграции воспитания и обучения и их взаимовлиянием друг на друга. Внутри него как системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению перспектив и т.д. Это находит отражение в адаптации педагогического процесса к современным требованиям. В частности, сейчас он воспринимается как образовательный процесс, выполняющий следующие функции:

– обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

– строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;

– обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей.

Рассмотрим, как это повлияло на представления ученых о сущности и структуре педагогического процесса. Ранее он представлялся, напомним, как специально организованное и развивающееся во времени педагогическое взаимодействие и имел структуру, отображенную на рис. 11.

С точки зрения восприятия и анализа данного процесса как образовательного произошел ряд изменений. Во-первых, как считает доктор педагогических наук, профессор Л. А. Парамонова, с точки зрения культурно-исторического подхода (по Л. С. Выготскому), основополагающей целью данного процесса должно быть создание условий, способствующих комфортному психологическому состоянию ребенка и присвоению им общечеловеческой культуры, заложенной в предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах переживания, познания, преобразования и порождения нового. Тогда в процессе присвоения общечеловеческих ценностей происходит достижение таких фундаментальных целей образовательного процесса, как разностороннее развитие ребенка, развитие его интересов и способностей, формирование базиса личностной культуры.

Рис. 11. Структура педагогического процесса

ОГЛАВЛЕНИЕ образовательного процесса включает направления работы по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей. В качестве основы для их пересечения в рамках образовательного процесса выступает интеграция 10 образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития: "Физическая культура", "Здоровье", "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Художественное творчество". При этом, согласно Л. А. Парамоновой, в их ОГЛАВЛЕНИЕ должны входить следующие компоненты:

– информация из разных областей действительности, которая в результате активного присвоения ребенком, становится знанием;

– способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (двигательной, игровой, речевой и познавательной и др.);

– способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях;

– набор определенных личностных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, аккуратность и умение следить за своим внешним видом и т.п.).

ОГЛАВЛЕНИЕ образовательного процесса с технологической точки зрения может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. При этом очень важно, чтобы организация жизни и деятельности детей осуществлялась с точки зрения обеспечения их комфортности и учитывала их потребности, прежде всего, в признании и общении, а также в движении, проявлении активности, переживании и познании, в творчестве.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Н. Л. Короткова обращает внимание педагогов на то, что блок самостоятельной деятельности детей должен наполняться образовательным ОГЛАВЛЕНИЕм за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды (материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования-экспериментирования и др.), обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей каждому ребенку включаться во взаимодействие с ровесниками или действовать индивидуально.

Результаты совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых отражаются в ходе промежуточного (по итогам освоения образовательных областей) и итогового (по степени сформированности социального портрета ребенка каждого возраста и выпускника ДОУ) мониторинга. Он выступает как технология управления качеством образовательного процесса и оценка его соответствия запросам родителей и социальному заказу общества.