Признаки и характеристики культуры менеджмента

Культура менеджмента – это признаки общей культуры, которые находят свое выражение в управленческой деятельности и используются для повышения эффективности этой деятельности.

В каждом действии менеджера, в каждом акте его организационного поведения, в каждом управленческом решении можно обнаружить признаки культуры и увидеть, в какой мере они способствуют достижению успеха.

? Полемическое суждение

Понятие культуры кажется таким обширным, что оно поглощает все характеристики управления. Разве не находит свое отражение культура в функциях управления или в использовании методов управления? Получается, что методы управления характеризуют не столько управление как таковое, сколько культуру управления. Допустима ли в науке управления такая категория, как культура управления?

! Ответное суждение

Не только допустима, но и необходима. Культура – это синтетическая, обобщающая характеристика управления. Это и значит, что она в той или иной мере существует и присутствует во всех других характеристиках. Но это не свидетельствует, что культуру надо исключать из проблематики управления.

Каждую характеристику управления надо изучать по-своему. В этом суть проблемы культуры.

Менеджер, с одной стороны, является носителем и проводником определенной культуры, с другой – опирается в своей деятельности на существующую культуру в управляемом объекте (группе, подразделении, организации и т.д.).

Менеджмент всегда опирается на определенный вид интересов, проявляющихся в отношениях между людьми. По основным видам отношений или факторам поведения человека в организации можно выделить и виды культуры: организационную культуру, культуру социально-психологических отношений, экономическую культуру. Культура может быть индивидуальной и коллективной, а также культурой общества. По главным факторам взаимоотношений между людьми можно выделить культуру речи, методологическую культуру (культуру мышления), информационную культуру, техническую культуру. Каждой из этих видов культур присущ определенный набор навыков, приемов, привычек, оценок, поведенческих реакций, отражающих традиции и обычаи, установки и подходы, ценности и интересы, артефакты (искусственные образования, проявляющиеся только в определенных ситуациях, но отражающие природу и суть натуры человека).

Все это находится в бесконечном разнообразии сочетаний, которое и характеризует понятие культуры.

Этот процесс опоры на культуру и формирование ее новых элементов может происходить стихийно, но может быть процессом, сознательно осуществляемым. В последнем случае культура является предметом специального анализа и исследования, она структурируется по основным признакам, которые показывают, в каких случаях она помогает эффективной деятельности, а в каких сводит на нет усилия управления. Менеджеру также необходимо знать, что в культуре, господствующей в организации, можно изменить или добавить, какие противоречия можно устранить.

Большое значение имеет аналитический подход к организационной культуре, которая отражает отношение человека к определенному типу организации работы и его взаимоотношения с коллегами.

Тип организации может помогать или препятствовать реализации способностей и интересов человека. Он влияет на процессы дисциплины, творческого подхода к работе, мотивации эффективной деятельности. Организация изменяется по потребностям развития, и направления этих изменений могут быть различными. Культура "держит" организацию, стабилизирует изменения, препятствует разрушительным тенденциям. Понимание этого является важнейшим фактором управления.

Взаимоотношения с коллегами также определяются культурой. Они могут быть дружескими, доброжелательными, корректными, уважительными, ровными, но могут быть и антагонистическими, амбициозными, конфликтными, холодными, подчеркнуто формальными. Все это определяется культурой. По разве на взаимоотношения в группе не может влиять менеджер? Иногда именно поведение менеджера рождает конфликтные ситуации или, наоборот, разрешает конфликты.

Изменения, которые происходят в культуре, всегда являются системными и затрагивают глубокие пласты социальной и индивидуальной психологии. Вот почему мотивация культурой в организации является весьма сложным делом и требует глубоких знаний человеческих отношений и психологии поведения человека.

Можно посмотреть на проблему культуры менеджмента и с другой стороны. Не являются ли попытки ее формирования манипулированием личностью человека, его сознанием, привычками, поведением?

Это очень важный вопрос осмысления роли культуры в менеджменте. Опасность манипулирования существует всегда в менеджменте. Ведь менеджмент – это воздействие на деятельность человека. И оно может либо отражать интересы человека, либо прямо или косвенно им противоречить. Вот когда оно противоречит интересам человека, когда деформирует осознание этих интересов, тогда и возникает манипулирование. Манипулирование – это всегда ложь, обман, видимость. Управление может превратиться в манипулирование независимо от того, какие процессы являются управляемыми. Если управление культурой ведет к улучшению содержания труда, дисциплины, развитию способностей человека, обеспечению условий самореализации, можно ли такое управление считать манипулированием?

А если говорить об управляемости процессов изменения и функционирования культуры, то надо стремиться управлять любыми процессами, которыми возможно управлять, не нарушая принципов этики. Главное, как понимать миссию организации и какие механизмы управления использовать.

Культура практически выглядит в виде определенного набора установок, норм, привычек и правил поведения. При этом данные характеристики дифференцированы в нашем сознании и подсознании по определенным видам ситуаций. Например, встречаясь друг с другом на похоронах, неприлично улыбаться, хотя в другой ситуации приветливая улыбка при встрече является признаком культуры общения.