Присоединение к соглашению и распространение его действия

По общему правилу нормативные договоры (соглашения) устанавливают нормы, обязательные для сторон, и не распространяются на субъектов, не участвующих в договоре [1]. Вместе с тем договаривающиеся стороны желают, чтобы правовые последствия тарифного договора распространились в полном объеме на каждого рабочего и работодателя данной категории [2] . Вовлечение в соглашение новых работодателей, а следовательно, и новых работников, может осуществляться двумя способами: 1) присоединением работодателя к соглашению и 2) распространением действия соглашения на работодателей, не участвовавших в его заключении.

Присоединение к соглашению означает добровольное принятие на себя в полном объеме обязательств соответствующей стороны соглашения и приобретение прав по соглашению.

Работодатели, не участвовавшие в разработке и заключении соглашения, могут присоединиться к нему в любой момент до окончания срока его действия.

Процедура присоединения федеральным законодательством не определена, но зачастую устанавливается законами субъектов РФ. В частности, η Москве, Ленинградской области присоединение к соглашению осуществляется посредством направления каждой из его сторон письменного уведомления о своем намерении присоединиться к соглашению (ст. 18 Закона г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 "О социальном партнерстве в городе Москве", ст. 18 Закона Ленинградской области от 22 сентября 1998 г. № 34-03 "О социальном партнерстве в Ленинградской области"). Очевидно, при этом права и обязанности по соглашению у лица, присоединившегося к нему, возникают с момента направления письменного уведомления всем сторонам соглашения.

Решение работодателя о присоединении к соглашению может быть результатом как его единоличного решения, так и приниматься по соглашению с первичной профсоюзной организацией (организациями), действующей в его хозяйственной сфере. Для побуждения работодателя к принятию соответствующего решения профсоюзами могут предприниматься акции убеждения, не противоречащие законодательству. Правомерность законных средств давления на работодателя с целью принять на себя обязательства руководствоваться нормами соответствующего правового акта социального партнерства подтверждена решением ЕСПЧ от 25 апреля 1996 г. по делу "Густафссон против Швеции".

Процедура распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в его заключении, осуществляется по инициативе сторон соглашения либо органов государственной власти и не требует обязательного активного волеизъявления работодателя, на которого распространяется действие соглашения.

Данная процедура основана на положениях Рекомендации МОТ № 91 "О коллективных договорах", которая определяет, что "в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих но производственному и территориальному признаку в сферу действия договора".

Рекомендация № 91 предполагает, что для распространения действия договора необходимо:

а) чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

б) чтобы требование о распространении действия коллективного договора, как общее правило, исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

в) чтобы предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

Трудовой кодекс РФ предусматривает самостоятельные процедуры распространения действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства (ст. 48) и регионального соглашения о минимальной заработной плате (ст. 133.1).

Данные процедуры отличаются от положений Рекомендации №91. Так, юридически значимым признается только предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое органами государственной власти.

Применительно к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне, суть процедуры состоит в следующем. Предложение о распространении действия соглашения исходит от сторон данного соглашения. На его основе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Такое предложение может быть выдвинуто после опубликования соглашения (в журналах "Охрана и экономика труда", "Промышленник России" и газете "Солидарность") и в свою очередь должно быть опубликовано в "Российской газете".

Соглашение будет распространено на любых работодателей, осуществляющих деятельность в данной сфере экономики, которые в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в данный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к нему. Поэтому работодатели, которые согласны с распространением на них действия соглашения, могут просто промолчать, и тогда соглашение считается распространенным на них со дня официального опубликования предложения.

К вышеназванному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Представители этого работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, могут быть приглашены к руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции но выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Все указанные лица обязаны принимать участие в данных консультациях, в рамках которых выясняются причины отказа и вырабатываются меры по постепенному включению такого работодателя в сферу действия соглашения.

Процедура распространения действия регионального соглашения о минимальной заработной плате аналогична, за исключением того, что предложение о распространении действия соглашения исходит исключительно от представителя органа государственной власти субъекта РФ, без выяснения мнения других сторон данного соглашения. Впрочем, такое согласие презюмируется с полным на то основанием.

Установление процедуры распространения действия соглашения по инициативе органов государственной власти связано с определенной слабостью организаций работников и работодателей и активной ролью государства в процессе становления системы социального партнерства.

Вышеописанная процедура подвергается активной критике рядом авторов, полагающих, что такой порядок присоединения необоснованно ограничивает частный интерес работодателя и не соответствует духу социального партнерства, а в определенных случаях противоречит и принципам данного института в частности, принцип добровольного принятия на себя обязательств требует иного порядка присоединения к соглашению, т.е. при мотивированном письменном отказе следует считать решение о присоединении к соглашению несостоявшимся [3].

Однако с данными выводами сложно согласиться, поскольку распространение действия соглашения не является для работодателя чем-то неизбежным, ему предоставлено право отказаться от принятия обязательств по соглашению, а значит, распространение действия соглашения нельзя считать недобровольным. Из этого исходил и Конституционный Суд РФ, который в Определении от 16 октября 2007 г. № 723-0-0 пришел к аналогичным выводам, а также отметил, что механизм распространения действия отраслевого соглашения направлен на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях, и не может рассматриваться как нарушающий в данном случае конституционные права работодателей.

Процедур распространения действия других соглашений федеральным законодательством не установлено. Субъекты РФ активно устанавливают собственные процедуры распространения действия различного рода соглашений, аналогичные процедурам, предусмотренным в ТК (Архангельская область, Белгородская область, Республика Бурятия, Вологодская область, Воронежская область, Калужская область, Республика Карелия, Краснодарский край, Московская область, Москва, Нижегородская область, Новосибирская область, Самарская область, Ставропольский край, Тюменская область, Республика Саха (Якутия), Ярославская область и др.).

Такое регулирование вызывает возражения, поскольку распространение действия любого соглашения налагает на работодателя определенные обязанности, заставляет его действовать в соответствии с нормами, содержащимися в этом соглашении. Тем самым работодатель ограничивается в свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также во владении, пользовании и распоряжении своим имуществом, т.е. ограничивается в своих конституционных правах, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ. В то же время в силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом. Кроме того, ст. 6 ТК относит порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров, соглашений к ведению федеральных органов государственной власти. Поэтому, по нашему мнению, законодательство субъектов РФ попросту не уполномочено на установление процедур распространения действия соглашений.